Федеральный закон от 23 июня 2021 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»


Общие положения 41 ФЗ

Федеральный закон №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был принят ГосДумой РФ 4 марта 1998 года, а одобрен законодательный проект был спустя 8 дней. Последние поправки в ФЗ 41 вносились 18 июля 2021 года.

Положения ФЗ 41 регулируют отношения, возникающие:

  • в процессе геологических разведок;
  • при поисков драгоценных камней и металлов, а также при: их добыче;
  • производстве;
  • обращении;
  • использовании.

На основании закона устанавливаются:

  1. Сфера действия государственной монополии.
  2. Цели регулирования деятельности физических и юридических лиц.
  3. Условия, по которым осуществляется деятельность, связанная с драгоценными металлами и камнями на территории РФ.
  4. Виды и формы госконтроля за:
      производством;
  5. использованием;
  6. и др. виды контроля за драгоценными металлами и камнями.
  7. Статус запаса золота и других драгоценностей на территории России.

Федеральный закон №41 состоит из 9 глав и 32 статей. Краткое содержание:

  1. Глава 1 — раскрывает общие понятия, используемые в тексте закона и субъектов добычи и производства драгоценных металлов.
  2. Гл 2 — перечисляет наличие государственных фондов и количество запасов драгоценных металлов и камней на территории РФ.
  3. Глава 3 — включает в себя 6 статей и описывает порядок регулирования отношений в области геологической деятельности на гос уровне.
  4. Гл 4 — объясняет понятие государственной разрешительной системы. В главу входят 5 ст, 2 из которых утратили силу.
  5. Глава 5 — содержит 4 статьи, в которых описываются сферы применения добытых драгоценных металлов и камней.
  6. Гл 6 — раскрывает порядок осуществления международной и внешнеэкономической деятельности в области добычи и использования драгоценных металлов и камней.
  7. Глава 7 — включает в себя 3 статьи. Описывает меры осуществления гос контроля за:
      производством;
  8. использованием;
  9. обращением драгоценных металлов и камней.
  10. Гл 8 — раскрывает перечень лиц, несущих ответственность за соблюдение положений ФЗ 41.
  11. Глава 9 — описывает порядок вступления в силу законодательного проекта.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» был отредактирован 18 июля 2021 года. Поправки были внесены в статью 11. Изменен был подпункт 3. В него добавились слова и иными кредитными организациями.

Помимо изменившейся статьи, в ФЗ 41 есть статьи, которые необходимо рассмотреть при детальном изучении законодательного проекта:

Статья 6

В положениях ст 6 перечислены способы пополнения государственного фонда драгметаллов и камней:

  • путем приобретения их у субъектов специализированного рынка из средств федерального бюджета;
  • покупка уникальных видов у частных организаций;
  • приобретение у юридических и физических лиц ценностей, имеющих историческое и культурное наследие;
  • ломы и отходы;
  • находка кладов и другие.

Драгметаллы и камни могут быть получены в принудительном порядке, установленном законом.

Ст 10 ФЗ 41

В пункте 2 статьи 10 описываются способы регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления геологической деятельности:

  • проверка наличия лицензии на осуществляемую активность;
  • установка требований к организациям, которые занимаются добычей драгоценных металлов и камней;
  • оглашение правил по обработке, транспортировке и перевозке ценных природных ресурсов;
  • контроль над субъектами и их деятельностью.

Также к обязанностям уполномоченных органов относится установление порядка сортировки и оценки природных ресурсов.

Что относится к драгоценным камням по закону?

Согласно положениям ФЗ 41, к понятию драгоценные камни относят:

  • природные алмазы;
  • изумруды;
  • рубины;
  • александриты;
  • сапфиры;
  • природный жемчуг, обработанный и натуральный;
  • янтарные образования, относящиеся к уникальному виду.

Важно! Материалы искусственного происхождения не относятся к драгоценным камням.

Природные ценные камни добываются и обрабатываются следующими способами:

  1. Извлечение их из:
      коренных;
  2. россыпных;
  3. техногенных месторождений.
  4. Сортировка и распределение их по группам.

Оборот драгоценных металлов в РФ

В России существует федеральный фонд резервных месторождений драгметаллов и камней. Он был создан для регулирования объема ценных металлов и камней на территории РФ. Данный фонд регулируется правительством.

Государственный фонд драгметаллов и камней — это комплексность добытых ценных металлов и камней, а также изделий из них. Фонд составляет часть золотовалютных резервов РФ.

Фонд был создан для:

  • удовлетворения производственных и научных потребностей России;
  • обеспечения финансовых и социальных нужд.

Все добытые материалы являются федеральной собственностью страны. Президент принимает решение о пополнении и расходовании фонда.

Правила добычи драгметаллов в России

Согласно положения ФЗ 41, перед осуществлением геологической деятельности уполномоченные лица должны изучить правила добычи драгметаллов, к которым относят следующие:

  1. Любая деятельность, связанная с добычей, обработкой и изучением драгоценных металлов осуществляется на основании лицензии.
  2. Заниматься геологической деятельностью вправе только лицензированные организации.
  3. Строительная добыча осуществляется для всех видов драгметаллов, кроме алмазов. Данный вид деятельности не требует государственных вложений и поощряется государством.
  4. Организации, занимающиеся аффинажем драгметаллов могут осуществлять свою работу на основании перечня правил, установленных правительством РФ.
  5. Добыча ценных металлов разрешена с момента получения лицензии и прекращается в момент ее окончания.

Правовые вопросы оборота драгоценных камней и не только драгоценных

А.В. Вакуленко


партнер Юридической , кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Законом о драг. металлах и драг. камнях) к драгоценным камням отнесены только природные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде (ст. 1).

С геммологической точки зрения не совсем понятно, почему в категорию драгоценных камней попал жемчуг, так как это продукт органического происхождения и минералом не является. Было бы более логичным отнести жемчуг, как и уникальное янтарное сырьё, к образованиям, которые приравниваются к драгоценным камням.

При этом драгоценные камни могут обладать или не обладать ювелирным качеством (постановление Правительства РФ от 23.11.1998 № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий»).

Основными критериями отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий являются их размерно-весовые, цветовые и качественные характеристики, а также экономическая целесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности.

По смыслу постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 и постановления Правительства РФ от 05.04.1999 № 372 к реализации в розничной торговле физическим лицам разрешены только огранённые сертифицированные драгоценные камни. Продажа драгоценных камней без сертификата может быть квалифицирована как преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ.

Однако в геммологии есть понятие «облагороженный камень». Это такой натуральный камень, не относящийся к драгоценным, который посредством физического воздействия на него меняет или улучшает свои свойства и становится драгоценным, либо приобретает ювелирное качество.

Например, корунд посредством высокотемпературной обработки может превратиться в сапфир. Либо рубин, не обладающий ювелирным качеством (трещины, цвет, чистота, включения), с помощью той же самой температурной обработки доводится до ювелирного качества.

Такие облагороженные камни не являются искусственными (синтетическими), так как они добыты из недр. Просто лежали не так долго и не совсем там, где нужно. Однако нельзя проводить знак равенства между натуральными камнями и облагороженными. Вполне понятно, что последние должны продаваться на рынке с дисконтом, по отношению к натуральным. Но вот на законодательном уровне понятия «облагороженный камень» до сих пор не существует, как и не существует правового регулирования оборота таких облагороженных камней, что создаёт предпосылки для введения покупателей таких облагороженных камней в заблуждение.

Кроме этого, в настоящее время в России не ведётся государственный учёт синтетических камней (выращенных искусственно и обладающих свойствами натуральных). По данным Центра стратегических проектов и аналитики «АЛРОСЫ», проходит декларацию лишь каждый пятый алмаз, выращенный в лаборатории для ювелирной промышленности (https://rg.ru/2018/05/31/minfin-predlozhil-kontrolirovat-oborot…), что говорит об объёме чёрного рынка синтетических камней.

На рынке синтетические бриллианты продаются с дисконтом в 40 % по отношению к натурально выращенным камням. Но существующие приборы не могут дать стопроцентную гарантию, что приобретаемый камень является натуральным. Поэтому встречаются случаи обмана недобросовестными продавцами покупателей и продажи им синтетических бриллиантов под видом натуральных.

В мае 2021 г. Минфин России разработал проект федерального закона О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (02/04/05-18/00081179) — www.regulation.gov.ru/projects#npa=81179. В нём он предложил указать, что порядок использования и обращения синтетических камней, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации (проект до сих пор находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы).

Дальнейшими шагами, по мнению Минфина России, должно быть введение мер по контролю за оборотом синтетических камней для ювелирного рынка, а также регулирование их ввоза на территорию ЕАЭС и запрет использования классификации камней природного происхождения для искусственно выращенных камней.

Одной из попыток Минфина России регулирования рынка оборота искусственных камней стал разработанный в мае 2021 г. проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров» — www.garant.ru/….

В частности, настоящим проектом предлагается определить, что ювелирные изделия, содержащие вставки из камней искусственного происхождения, нужно размещать на отдельных витринах в торговом зале с установлением таблички с соответствующей информационной надписью.

Всё указанное выше касается оборота драгоценных камней. Но недропользователи ещё добывают и реализуют на рынке так называемые полудрагоценные камни (малахит, родонит, жадеит и т.д.).

Как такового правового определения понятия «полудрагоценный камень» нет. Есть отдельные классификации, предлагаемые различными геологическими и геммологическими организациями и учёными. Также есть перечень полудрагоценных камней, утверждённый постановлением Правительства РФ от 31 августа 2021 г. № 1029, который используется для целей применения ст. 7.5 КоАП РФ. Этим перечнем к иным, помимо прямо указанных в ст. 7.5 КоАП РФ полудрагоценным камням, отнесены берилл, в том числе аквамарин и гелиодор.

Сама ст. 7.5 «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней» КоАП РФ появилась в декабре 2021 г. при активном лоббировании её внесения в КоАП РФ Калининградским янтарным комбинатом. По мнению КЯК она должна быть направлена в первую очередь на борьбу с незаконной добычей янтаря.

К слову, уникальные янтарные образования приравниваются к драгоценным камням по смыслу ст. 1 Закона о драг. металлах и драг. камнях. Критерии определения уникальных янтарных образований определены в постановлении Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» (масса свыше 1000 г, инклюзии более 10 мм и т.д.).

То есть всё, что не уникальные янтарные образования — это просто янтарь, за незаконную добычу и сбыт которого лицо могут привлечь одновременно к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3. (безлицензионная добыча) и 7.5. КоАП РФ. А вот за незаконную добычу и сбыт уникальных янтарных образований будут привлекать к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 191 УК РФ.

При этом штраф для юридических лиц по ст. 7.5 КоАП — от 10 до 60 млн руб. с возможностью конфискации орудий совершения правонарушения (спец. техники, автотранспорта). Срок давности привлечения к административной ответственности по этому составу — 1 год с момента совершения административного правонарушения.

Судебная практика показывает, что привлекают в основном по ст. 7.5 КоАП РФ лиц, незаконно добывающих янтарь.

Отдельно следует сказать, что до сих пор в России нет союза добытчиков драгоценных и полудрагоценных камней, которые могли бы лоббировать интересы недропользователей этого сегмента рынка и выступать с законодательной инициативой по приведению законодательства об обороте драгоценных и полудрагоценных камней в соответствие с существующими реалиями. Каждая компания по мере сил и статуса пытается самостоятельно решить свои вопросы. В этом больше всего везёт, что вполне объяснимо, АЛРОСЕ (лоббированние введения ч. 8 ст. 9 в ЗоН в отношении права добывать ППИ).

В настоящее время есть только Гильдия ювелиров, в состав которой входит Ассоциация российских производителей бриллиантов.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3(45)/сентябрь 2021 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]