Алмаз: как обрабатывают самый твердый материал на Земле

Неограненный алмаз – твердый минерал природного происхождения, без огранки и полировки, неказистого вида и с полным отсутствием блеска. Только полная и тщательная алмазная обработка делает его дорогостоящим бриллиантом. Понять причину высокой стоимости кристаллов поможет ответ на вопрос: как и чем обрабатывают алмазы.

О характеристиках

Вид камней зависит от порядка построения атомов, кристаллическая решетка которых выглядит как куб с четырьмя атомами углерода в центральной части и по одному на каждой вершине. Необработанные алмазы очень прочны, что обусловлено их специфическим строением. Помимо чистого углерода в составе могут присутствовать железо, магний, кальций в незначительном количестве.

Алмазы без огранки различаются по:

  • плотности;
  • цвету;
  • назначению — технические и ювелирные;
  • физико-химическим свойствам;
  • размерам, в зависимости от массы — бывают мелкими, крупными, средними.

Неограненный, необработанный алмаз имеет различные формы, но чаще похож на восьмигранник, куб, двенадцатигранник, в том числе ромбический. Встречаются кубические экземпляры, среди которых редко попадаются вызывающие ювелирный интерес. Некоторые добытые алмазы и вовсе напоминают бесформенные глыбы.

Цветовая гамма камня разнообразна. Преимущественно попадаются бесцветные и желтоватые минералы, изредка красные, розоватые, коричневатые, сероватые, голубые, черные и даже синие. Редко в природе встречаются зеленые экземпляры. Отличием кристаллов друг от друга являются не только цвет или форма, но и степень прозрачности.

Оттенки зависят от того, какие включения и примеси содержит камень, полученного им в природных условиях радиационного облучения и структурных особенностей. Большая часть минералов окрашена неравномерно, например, один цветной слой или несколько оттенков.

Твердость алмазов получила наивысшую, десятибалльную оценку по шкале Мооса после сравнения с другими минералами. Их название в переводе с греческого звучит как «неуязвимый». Правители Древней Греции считали камни символом могущества.

Сложности огранки

Стоит отметить, что огранка бриллианта — не только сложный, но и очень долгий процесс. Крупные камни могут обрабатывать по несколько месяцев, в то время как уникальные – несколько лет. Масса алмаза в ходе этих операций может уменьшиться в три или два раза, но стоимость самого камня увеличивается гораздо больше.

Поэтому ювелиры должны быть не только хорошими умельцами, но и отличными математиками. Прежде чем приступить к обработке, будущая форма бриллианта тщательно просчитывается с условием максимального прохождения света и сохранения наибольшей массы. Однако если раньше ювелирам приходилось все делать вручную, сейчас им во многом помогают компьютеры, которые позволяют автоматизировать данный процесс.

Особенности камней

Каждый камушек имеет свои особенности, именуемые «включениями». Именно они придают ему уникальность и несхожесть с себе подобными.

Включением считается:

  • наличие пустот внутри;
  • вкраплений посторонних веществ;
  • трещинок.

Многих людей интересует вопрос о том, чем обрабатывают алмазы. Камни настолько прочны, что разрезать их можно только при помощи таких же камней. Алмаз называют самым твердым, но и одновременно хрупким минералом природного происхождения. Он с легкостью разбивается при падении. Его можно поджечь, используя обыкновенную увеличительную лупу. Температура возгорания составляет 700°С и выше.

Сильные кислоты не способны навредить минералу и ухудшить его вид, структуру, цвет. Окисляющее воздействие оказывают на алмазы сода и селитра, а точнее – их щелочные растворы.

Самоцвет обладает люминесцентными свойствами, что превращает его в индикатор, определяющий наличие радиоактивных частиц. Их присутствие выдают электрические импульсы и световые вспышки.

Немного о добыче

Добывают алмазы в России, на территории Конго, ЮАР, Намибии. Небольшие месторождения есть в Канаде, Австралии, Анголе, Ботсване. Алмазная разработка – дорогостоящий и требующий сил процесс. До середины прошлого века местом поиска самоцветов преимущественно были вторичные месторождения, образование которых произошло вследствие разрушения горных пород. Процесс выглядел, как добыча золота: песок из реки при помощи лопат помещался в сито и просеивался, а затем промывался.

Самые объемные запасы будущих бриллиантов кроются в первичных породах, называемых «кимберлитовыми трубками».

Подготовка к добыче осуществляется двумя этапами:

  1. Образование 600-метрового углубления при помощи взрывчатки.
  2. Прокладывание шахт.

Руду, добытую из земных недр, доставляют на фабрики для измельчения и промывки. Чтобы получить один карат кристаллов, порой приходится переработать до сотни тонн породы. Затем происходит выбраковка с целью выбора определенного типа алмазов при помощи воды и рентгеновских лучей, после которой камни передаются в руки огранщиков.

Качество и формы

По данным статистики всего 20-25% добываемого в мире сырья используется ювелирами. Лишь высококачественные неорганенные алмазы, имеющие безупречный цвет и чистоту, становятся частью драгоценных украшений.

Кристаллы с явными дефектами, вкраплениями или посторонними примесями считаются «техническими». Низкие по качеству и некрасивые по цвету камушки нужны в промышленности. В этой же категории оказываются самоцветы неправильных форм, чересчур маленьких размеров. Их используют для изготовления алмазной пыли, то есть измельчают.

Известно, что бриллиант – это обработанный алмаз. Его конечная форма зависит от натуральной, приобретенной в природе. Неограненные алмазы выглядят тусклыми, непривлекательными. Ограночный процесс делает его искристым, гладким, дорогим. Подробнее о разнице между алмазом и бриллиантом →

Без обработки минерал особой ценностью не обладает, и просят за него не более сотни долларов. Зато бриллиант, изготовленный из алмаза, стоит в 4-10 раз выше.

На стоимость также влияет вид огранки, которая бывает:

  • круглой;
  • фантазийной.

Продолговатый до обработки алмаз приобретает формы, которые называются:

  • маркиз;
  • капля/груша;
  • овал;
  • сердце.

Камни, чей натуральный вид имел почти идеальные очертания, получает одну из следующих форм:

  • изумруд;
  • ашер;
  • радиант;
  • принцесса.

Обработка алмазов в круглые бриллианты является трудоемким процессом, требующим строжайшего соблюдения пропорций. Это обуславливает высокую стоимость круглого изделия. Подробнее о том, сколько граней у бриллианта →

Гранение.

Гранение — важный шаг в обработке алмазов. Этот процесс представляет собой обрезание граней, которые формируют конечную форму бриллианта.

Число, форма и расположение граней определяют тип огранки. Например, у круглой огранки должно быть определенное число граней, с обозначенной формой и расположением, которое строго соответствует стандартам и рекомендациям.

Гранение имеет большое значение потому, что форма и расположение граней, в конечном счете, влияет на способность отражать и преломлять проникающий свет.

То есть, сколько света пройдет вглубь камня и сколько сможет отразиться на поверхности вершины или на другом участке камня.

Это крайне важно для качества камня потому, что чем больше света вернется на поверхность, тем более яркий и блестящий бриллиант будет. Непропорциональные, несимметричные, с неправильной формой грани приведут к низкому сорту бриллианта, который будет темным и тусклым.

Однако есть такие виды огранки, которые не призваны максимизировать блеск, они интересны своей формой и параллельными гранями. Например, изумрудная огранка, она тоже достаточно популярна, хотя такой бриллиант не отличается яркостью своего блеска, ввиду особенностей своего строения.

Как алмазы становятся бриллиантами

Обрабатываемые самоцветы изначально должны иметь хорошие размеры. Будущий бриллиант, то есть алмаз без огранки, весит на 40-60% больше, чем после окончания работ по его созданию.

Люди давно научились работать с драгоценными камнями, но упрямый кристалл поддался им лишь в XV веке. Обработка алмазов во все времена была кропотливым делом, требующим прохождения нескольких этапов, во время которых были испробованы многочисленные способы работ.

Алмаз неограненный:

  • шлифовался трением одного камня о другой;
  • молотом превращался в крошку, используемую для покрытия металлических дисков;
  • распиливался;
  • приобретал грани и плоскости в определенном количестве.

От алмаза до бриллианта. Об истории огранки.

Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле — алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому — его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.

Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.


Отшлифованные этим способом камни носили название: «алмазные наконечники» или «остроконечные». В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.

Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать «камни с площадкой». После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду.


В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.

В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны многие знаменитые бриллианты, например — «Санси». Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque). Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов.


В XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы «розой». Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают «антверпенскую», «голландскую», «двойную голландскую» и другие рановидности «розы». Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене.

Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме — городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием «Амстердамский музей бриллиантов». Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы.


Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он — фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской. Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные «по Мазарини», сверкали своими 34 гранями.

Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней — всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного «по Перуцци» была округлой. Позднее такая огранка получила название — бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх.

Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой «игры» алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.

В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки «магна» характерны 102 грани, а для «принцесс» — 146 граней.

Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение «игры» и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге «Diamond Dezign» двадцатилетний математик Марсель Толковский.


Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: «Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости».

В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название — бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты «по Толковскому» невозможно.

Методы обработки алмазов

Вопрос о том, как делают бриллианты, имеет два ответа: вручную и при помощи лазера.

Как из алмаза делают бриллиант вручную:

  1. Раскалывание. По линиям, которые были сделаны специалистом при осмотре, на помещенном в держатель камне таким же минералом делаются небольшие надрезы. После происходит раскол ударом.
  2. Распиливание. На этом этапе камень крепят при помощи известняка или гипса к медной головке, которую зажимают в специальном режущем инструменте. Для распила используется тоненький диск, смазанный маслом, смешанным с алмазным порошком. Скорость процесса составляет примерно 1 мм/час.
  3. Придание округлости. Минерал становится круглым, что делает его похожим на бриллиант. Обработка проводится при помощи другого камня.
  4. Огранка. Кристалл фиксируется в захвате машины для шлифования, квадранте, так, чтобы получился точный угол по отношению к шлифовальному диску для нанесения фацет. Диски, обычно стальные, смазываются специальной пастой или маслом, смешанным с алмазным порошком.

Технологии постоянно совершенствуются, на смену старым приходят новые. Поэтому некоторые алмазы становятся ограненными благодаря лазеру.

При выборе этого способа каждый этап формирования будущего бриллианта происходит с использованием лазерных установок. Кристалл, причисленный к разряду ювелирных, оценивается специалистом, определяющим метод обработки. Нанесение линий распила происходит при помощи лазера. Затем наступаете черед разрезания и огранки, естественно, лазером.

Лазерная обработка позволяет придавать камням нужные формы без учета их направления при закреплении. Отрицательным моментом становится значительные потери алмазной массы, чего не происходит при обработке вручную. О весе бриллианта →

Несмотря на попытку облегчить работу с драгоценными камнями, создать из них шедевр сможет лишь талантливый мастер и только собственноручно. Обычно с одним камнем работает сразу несколько человек. Каждый из них занимается определенным этапом, а над приданием формы алмазу трудятся вдвоем.

О подделках

Попытки создать искусственный алмаз начались в 1797 году, но увенчались они успехом лишь в 1956. За десятилетия технологии настолько усовершенствовались, что отличить искусственный камень от оригинального бывает непросто. Некоторые имитации бриллиантов выполнены настолько великолепно, что отыскать отличия между ними и подлинником могут лишь те, кто знает, как выглядит настоящий бриллиант.

Наиболее распространенная «подделка» называется фианит. Вторым камнем, имитирующим кристалл природного происхождения, является муассанит, отличить который может лишь тот, кто знает, как проверить его подлинность. Третий вариант — asha. Сияние ему придает слой углеродных атомов, то есть то, из чего состоит настоящий камень, что делает определение «на глаз» трудновыполнимой задачей.

Выращивание искусственных алмазов с использованием высоких температур и давления, изобретенное в 1950 годах, позволяет получить практически натуральные кристаллы. Это объясняется тем, что природные камни появляются в схожих условиях, но в течение более длительного периода.

Камешки, не успевшие пройти полный цикл роста при попадании на земную поверхность, требуют дополнительного воздействия температур и давления в лабораторных условиях. Это позволяет им стать полноценными алмазами, чуточку «доработанными» человеком. После дополнительных процедур они становятся полностью готовыми к превращению в бриллиант.

Проверка подлинности

Порой возникает вопрос о том, как проверить алмаз на подлинность. Ведь его высокая стоимость является отличным поводом создания подделок и разнообразных имитаций, выдаваемых за настоящий кристалл. Сделать это можно с помощью специалиста или самостоятельно, в домашних условиях.

Как определить подлинность алмаза:

  • По рудинисту — узкой границе, делящей ограненный кристалл на верхнюю и нижнюю части. Она должна быть матовой. Прозрачность говорит об искусственном происхождении.
  • Твердость. Настоящий алмаз оставляет на стеклянных поверхностях следы. Другие минералы, такие как сапфиры и рубины, он также царапает. Исключением в данном методе является лишь муассанит, имеющий аналогичную бриллианту твердость.
  • Блеск и преломление света. Настоящий бриллиант блестит, но не настолько сильно, как муассанит. От фианта и циркона натуральный кристалл отличается показателем преломления света: положив камни на печатный текст, например, страницу книги, увидеть буквы сквозь подлинник не получится.
  • Дефекты и включения. Они есть в настоящих камнях и отсутствуют в подделках, но это ни в коем случае не трещины на поверхности, царапины или сколы. Что такое чистота бриллианта →
  • Рассеивание света и ультрафиолет. Луч света, направленный сквозь подделку, останется таким же интенсивным. Настоящий бриллиант светится в ультрафиолете.
  • Рисунок маркером. Линия, нарисованная фломастером или маркером по поверхности драгоценного камня, будет четкой и ровной, тогда как на подделке − расплывчатой.
  • Воздействие кислот. Опущенный в кислотный раствор настоящий бриллиант перенесет испытание с достоинством, выйдя из него невредимым.
  • Нестираемость. Настоящий камень сложно стереть, потому придется осмотреть грани камешка, вызвавшего сомнения. Если они сглажены и кажутся стертыми — это подделка.

Алмаз справедливо заслуживает звания уникального и незаменимого в промышленности камня. В разные времена он использовался с разнообразными целями, но, лишь получив ювелирный интерес, стал по-настоящему дорогим. Его стоимость зависит от способа обработки, формы и переменчивости моды, но спрос всегда остается высоким и вряд ли когда-то изменится.

Результаты

После возвращения алмазов мы тщательно осмотрели их во всех ракурсах, используя темное поле, светлое поле и оптоволоконную подсветку. Мы не видели никаких доказательств обработки в трех из девяти алмазов (№ 3, 7 и 8 на рисунке 3 и в таблице 1). Два из этих трех образцов (№ 3 и 8) содержали черный кристалл без трещин растяжения, который был расположен глубоко внутри камня. Третий алмаз (№ 7) содержал два темных кристалла с небольшими трещинами растяжения, которые располагались вблизи поверхности короны. У пяти из оставшихся камней было одно обработанное включение, а у шестого (№ 6) было два, всего семь обработанных включений. Один из этих камней (№ 4) имел несколько твердых черных включений без трещин растяжения, которые не были обработаны. Чернота была полностью удалена в трех обработанных включениях (№ 1, 4 и 5), и была в основном удалена из оставшихся четырех.


Рисунок 4. Первое, что мы заметили в тех алмазах, которые действительно свидетельствовали об обработке, — это наличие новых перьев, ведущих от включений к поверхности камня. Слева мы видим кристалл, окруженный черными перьями, как это было до лазерной обработки в образце №. 2. После лазерной обработки (справа), включение больше не черное, но есть новое яркое перо, простирающееся от кристалла к поверхности. Фотография с 40-кратным увеличением.

Одной из первых особенностей, которые мы заметили после обработки, было наличие новых перьев (или удлинений ранее существовавших перьев) на обработанных включениях (рис. 4). Во всех шести камнях, на которых были обнаружены признаки обработки, зеркальные или прозрачные перья присутствовали там, где их раньше не было, соединяя первоначальное включение с поверхностью камня. Эти новые перья обычно вытянуты в направлениях, не связанных с какими-либо существовавшими ранее перьями (рисунок 5). В двух случаях несколько новых перьев в разных направлениях расщепления создавали ступенчатое продвижение к поверхности алмаза (рис. 6).


Рисунок 5. Наиболее значительным открытием в обработанных алмазах является то, что некоторые из созданных перьев были новыми, а не просто продолжением ранее существовавших перьев. Изображение слева показывает черное включение в образце №. 1 до лечения. После обработки (справа) черный цвет был удален, но теперь появилось новое яркое перо, простирающееся от трещины растяжения вокруг кристалла до поверхности камня, которое не является продолжением тех, которые присутствовали ранее. Увеличено в 40 раз.

Эти каналы обычно присутствовали по центру перьев (рисунок 7). Они варьировались от довольно прямых одиночных линий до очень запутанных множественных каналов, которые напоминали червоточины (см. Рисунки 1 и 8). Они были намного уже, чем каналы, оставленные традиционной процедурой сверления, и выглядели темными при просмотре в проходящем свете (рис. 9). Это черное появление в проходящем свете часто облегчало их обнаружение, поскольку отражающая природа перьев иногда затрудняла видимость каналов в темном поле (сравните рисунок 9 с рисунком 6).


Рисунок 6. Эта обработка может быть использована для получения крошечных расщеплений, которые образуют ступенчатый переход от включения к поверхности алмаза. Таким образом, обработчик может выбрать кратчайший путь к поверхности, даже если этот маршрут не соответствует направлению расщепления. (Заметьте, что здесь единственное образование дублируется в отражении фасета.) Увеличено в 40 раз.

Четыре из семи обработанных включений в тестируемых алмазах имели отверстия на поверхности, которые возникли после обработки. Эти отверстия были расположены в центре порожденных перьев, где они разрушили поверхность камня. Они были меньше и более неправильной формы, чем традиционные лазерные отверстия, и, по-видимому, были обусловлены образовавшимися каналами, достигающими поверхности.


Рисунок 7. Обработанные образцы (этот № 5) всегда имели каналы: иногда прямые, иногда нерегулярные, вниз по середине новых перьев; в некоторых областях эти каналы выглядели черными. Увеличено в 40 раз.


Рисунок 8. Червеобразные каналы в этих обработанных бриллиантах выглядят по-разному. Эти каналы ведут от пера на поверхности к группе кристаллов и сопровождающих их перьев. Обратите внимание, что большой кристалл в правом верхнем углу не был обработан. Увеличено в 63 раза.

Внешний вид большинства включений резко изменился при лазерной обработке, так как они больше не были темными или черными (рис. 10), хотя четыре включения не были полностью обесцвечены и все еще имели некоторые незначительные черные области. Один камень (№ 5) имел два черных вкрапления (маленькие кристаллы с трещинами растяжения), прилегающие друг к другу под таблицей коронки. После обработки оказалось, что созданное перо достигло только одного из включений, так что теперь оно стало бесцветным, а рядом с ним было все еще черное (рис. 11).


Рисунок 9. Большинство лазерных каналов выглядели темными в проходящем свете. В некоторых случаях, например, при последовательной серии расщеплений как на рисунке 6, это был лучший способ их увидеть. Увеличено в 40 раз.


Рисунок 10. Новая лазерная методика значительно улучшила внешний вид большинства обработанных включений, удалив черный окрас, как видно на образце № 6. Вид слева: до лечения. Увеличено в 40 раз.


Рисунок 11. До обработки (слева) этот алмаз (образец № 5) имел два включенных кристалла, оба окруженные сопряженными темными перьями. После обработки (справа) перо наверху больше не темное и кристалл теперь хорошо виден. Однако сверление не достигло второго включения, поэтому оно осталось неизменным. Обратите внимание на большое, светлое перо, ведущее к поверхности, которая была создана в результате обработки. Увеличено в 40 раз.

Один камень (№ 4) имел прямоугольную полость в центре площадки, которой не было до обработки — там, где вышел кусок алмаза (рисунок 12). Сверление простиралось от включения до дна этой полости.


Рисунок 12. Эта полость, которая кажется черной в отраженном свете, отсутствовала до обработки алмаза (образец № 4), что говорит о некотором риске, связанном с использованием этой новой техники. Увеличено в 40 раз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]