9 самых популярных форм огранки алмазов


Общие правила огранки камня

Несколько первых методик огранки появилось в XIX веке, именно тогда ювелиры определились со стандартами методик. К тому же появились и фантазийные разновидности.

От вида огранки зависит:

  • Стоимость бриллианта. Всегда сложная огранка с большим количеством граней будет стоить дороже, чем стандартные способы гранения.
  • Внешний вид и блеск бриллианта. С помощью огранки можно скрыть дефекты камня, его неровности. Но это достигается только при условии высокого мастерства ювелира.

Огранка алмаза

Нередко огранка алмазов выполняется неумело, тогда камень считается испорченным и продается дешевле. Грани должны быть ровными и так преломлять свет, чтоб смотря сквозь камень на солнце можно было увидеть лучи от граней, направленные в одну точку. При этом преломленный луч имеет расцветку радуги.

Первые геометрические расчеты провел Марсель Толковски: именно он определил параметры идеального бриллианта круглой формы, что сейчас является распространенной методикой процесса. Такой камень имеет 57 или изредка 58 граней. Это можно сделать ювелиру, используя методики: Толковски, Джонсона и Рёча, Эпплера и скандинавскую бриллиантовую огранку.

В итоге бриллиант имеет такие части, как:

  • корона — верхняя часть камня, имеющая площадку;
  • павильон — конусообразная нижняя часть;
  • каллета — верхушка камня;
  • рундист — часть между короной и павильоном.

Причем ювелиры вычисляют параметры каждой из них, и если они не совпадают со стандартами, значит, огранка неправильная. Но такие методы используются только в стандартных случаях.

Современная обработка

Огранка — это та часть процесса обработки бриллианта, которая придает привычный внешний вид камню. До огранки бриллиант может показаться не настолько ярким и красивым. Поэтому процессом должен руководить опытный ювелир, чтоб подчеркнуть все достоинства камня и скрыть его недостатки. В результате учитывается:

  • симметричность граней;
  • размер граней и их расположение;
  • полировка камня.

Эти критерии влияют на стоимость минерала. Если говорить о разнице в цене между двумя способами огранки бриллиантов одинаковых по оттенку и весу, то она доходит до 30 %.

Элементы бриллианта

Чаще всего при обработке алмазов используется коммерческая огранка. Существует также и фантазийная методика, в результате которой камни приобретают необычную форму, но она сложнее и дороже. А в обычной коммерческой методике также есть свои подвиды, влияющие на стоимость.

Существуют типы огранки «А», «Б» и «В». Они отличаются между собой потерями сырья и внешним видом бриллианта в итоге. Камень с огранкой «А» имеет идеальные пропорции, при этом потери на производстве большие. А вот огранки «Б» и «В» допускают неточности в пропорциях, поэтому камень получается растянутым по длине или высоте. Соответственно, он не так сияет и играет на свету. Но заметить такие неровности может только ювелир, а в украшении бриллиант будет смотреться также красиво.

У каждого камня должен быть свой документ, то есть сертификат, в котором значится тип огранки камня. Если это тип «А», характеристики должны быть такими:

Размер площадки относительно диаметра, %55–63
Высота бриллианта относительно диаметра, %57–63
Высота рундиста относительно диаметра, %1–2,5

Если вы приобрели камень на территории России, то есть шанс того, что огранка алмазов будет более качественная, чем у минералов за границей. Поскольку в каждой стране есть свои стандарты, и у РФ они более строгие.

Современный способ огранки придумал и воплотил в жизнь Марсель Толковски. Первый экземпляр появился в 1919 году. Суть огранки заключается в том, что свет попадает через верхнюю площадку камня и отражается от нижних граней. При отражении лучи белого света соединяются и превращаются в радугу. Поэтому сейчас способ признан классическим и имеет определенные параметры. Среди известных и используемых способов на сегодня применяются следующие:

  1. Толковски.
  2. Джонсона и Рёча.
  3. Эпплера.
  4. Скандинавская бриллиантовая огранка.

Камень зачастую имеет 57 граней и условно разделяется на такие части:

  • корона с площадкой;
  • рундист;
  • павильон.

Разновидности и классификации огранок

Разновидности и классификации огранок

Есть ситуации, когда в руки ювелиру попадается алмаз необычной формы. Тогда на помощь приходит фантазийная огранка

Распространенные методики:

  • Ступенчатая, в которой грани камня находятся параллельно рундисту и имеют прямоугольную форму. С помощью такого способа можно подчеркнуть чистоту камня.
  • Видоизмененная — фантазийный вариант, в результате которой получаются камни разной формы.
  • Смешанная — самая популярная методика после круглой классической огранки. В народе ее называют «Принцессой». Она обладает формой квадрата с острыми углами и подчеркивает прозрачность камня и его оттенок. Такой камень внешне похож на пирамиду. Поскольку нижняя часть павильона довольно массивная, то вся игра света ведется именно там, что придает минералу изысканность.

Если говорить о видоизмененной огранке, то она популярна благодаря своей необычной форме, которая получается в итоге. Такими изделиями можно удивить окружающих и выразить свою индивидуальность. Эти формы применяются еще и в том случае, когда нужно максимально полно отобразить чистоту камня.

Распространенные фантазийные формы

Круглый бриллиант

Круглый бриллиант

Круглые бриллианты из всех форм огранки наиболее популярны, возможно, благодаря их сильной «игре» и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках. При создании круглой огранки выход годного из алмаза значительно меньше, чем в случае других огранок. Это, наряду с высокой популярностью круглых бриллиантов, — две основных причины достаточно высокой стоимости этих камней.

Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57 (58)-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции.

Существует несколько типов огранки для стандартной круглой формы камня.

Обозначения признаны во всем мире:

  • Тип А. обладает идеальной огранкой с точки зрения внешнего вида камня. Учитываются все параметры. Но при этом способ неэкономный, а потери во время процесса составляют около 60% от исходного материала. Соответственно в магазинах ограненный камень по этому принципу будет самым дорогим. Площадку на короне образует пересечение квадратов.
  • Тип Б. Камни растянуты по диаметру или по высоте, что сказывается на их площадке. На ней пересекаются уже прямоугольники, а не квадраты. Потери при таком варианте составляют 48-55%.
  • Тип В. Минералы с плохой симметрией, зато потери сырья всего 45%.

Конечно, кроме цены, это сказывается и на внешнем виде камня. Он будет не так сильно играть на свету. Но при этом мало кто из непрофессионалов сможет определить тип огранки.

Итоговая стоимость зависит от вида непропорциональности: по высоте, диаметру или во всех гранях. Недостатки огранки можно скрыть и оправой камня, которую следует сделать массивнее.

Маркиз

Маркиз

Маркиз – клиньевая огранка в форме лодочки. Маркизы часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости. Это удлиненная форма создает эффект длинных и узких пальцев.

Огранка восходит к временам Короля Солнца, Луи XIV. Король, желавший жениться на Маркизе Де Помпадур, приказал создать бриллиант, похожий на улыбку Маркизы. Огранка эффектно смотрится в солитерах, а также в окружении маленьких бриллиантов.

Груша

Груша

Груша – клиньевая огранка в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант в форме груша закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.

Овал

Овал

Овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.

Принцесса

Принцесса

Принцесса – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой степенью бриллианции.

Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночные вставки в кольцах, серьгах и подвесках. Нередко принцесса в кольцах сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%.

Большинство из квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться по своей игре (сверканию) с круглым бриллиантом, принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке.

При покупке изделия с бриллиантом, ограненным принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженных сколам.

Изумруд

Изумруд

Изумруд — это ступенчатая прямоугольная огранка с усеченными углами, имеющая восьмиугольный контур. Бриллиант, ограненный изумрудом, может быть совершенно великолепным. Эта огранка обладает меньшей игрой, однако, более широкими и яркими вспышками света. Утонченная, элегантная, эта форма часто используется для оправы в кольцах.

Из-за «открытости» огранки трещинки, низкая цветность и невысокое качество огранки становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме изумруда чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня.

Изумрудная огранка для бриллиантов не такая традиционная, как круглая, и не такая модная, как принцесса, что делает стоимость на бриллианты изумрудной огранки не столь высокой (по сравнению с другими огранками). В последние годы более популярными становятся бриллианты квадратной изумрудной огранки.

Ашер

Ашер

Огранка ашер – разновидность изумрудной огранки, имеющая форму квадрата и больше ярусов. Ашер позволяет владельцу выглядеть элегантным и величественным.

Стиль этой огранки Арт-деко совмещает старомодный шарм с современными ограночными технологиями для формирования ослепительной бриллианции. Предпочтительными являются ашеры с равными длиной и шириной. Это отношение не должно превышать 1.1:1.

Радиант

Радиант

Это клиньевая огранка квадратной или прямоугольной формы, имеющая восьмиугольный контур. Радиант совмещает элегантность изумруда с бриллианцией и игрой круглого бриллианта. Для достижения большей игры камня приходится увеличивать глубину павильона при огранки, что в свою очередь влечет за собой увеличение массы камня.

Огранка в форме радианта чаще используется для огранки одиночных крупных камней. Форме радиант способна улучшить цвет бриллиантов фантазийных цветов.

Огранка алмазов

Довольно часто со ссылкой на легенды и предания проводится идея о том, что алмазы гранили еще тысячи лет назад. Это неверно. Даже еще в XIV в. в Индии считалось, что для сохранения магических и мистических свойств алмаза не следует никакими способами изменять форму алмаза, данную ему природой. В настоящее время общепринятым считается, что первые попытки полировки кристаллов алмаза были осуществлены в начале XIV века, но не в Индии, а в Европе. Неровные поверхности кристалла как бы выравнивались, и таким образом достигалась более высокая прозрачность камня. При этом вершины кристалла становились более острыми, а потому первые обработанные алмазы получили название «острый камень» или «островершинный камень» (Point Stone). В основном это были правильные октаэдры с острыми вершинами и это был первый вид базовой огранки, который относят к XIV в. Такие алмазы в качестве ювелирных украшений появились в средние века и оставались весьма популярными в период Ренессанса. Настоящая огранка с изменением формы исходного алмаза впервые появилась в Европе в начале XVI веке. Изменение формы было минимальным, а вид огранки получил название «огранка площадкой» (Table Stone или Table Cat). Полагается, что этот вид огранки появился одновременно с изобретением процесса обдирки (задания формы) и шлифовки (т.е снятие лишне массы алмаза). При этом площадка была не только с верху, но и нередко внизу. Эта дополнительная нижняя грань получила название «каллета».

Огранка площадкой касалась в основном кристаллов октаэдрической формы. Многие первые ограненные таким образам бриллианты имели каллету размером в половину верхней площадки. Такая огранка пришла в Европу с востока и была известна как индийская. Впоследствии большинство таких бриллиантов было переогранено. В производстве бриллиантов огранка площадкой доминировала в течении всего XVI и начало XVII веков, поскольку считалось, что ее геометрия усиливает магические свойства алмаза. Со временем огранка площадкой совершенствовалась. Первое усовершенствование — это нанесение к четырем естественным граням верха и низа бриллианта еще четырех дополнительных узких граней. По мере изменения процесса обдирки усложнялась и форма огранки площадкой.

Постепенно бриллиант старой простой огранки принял круглую форму, которая стала называться «круглая простая огранка» или «круглая неполная огранка».

К середине XVII века огранки вида «островершинная» и «площадкой» практически перестали применяться при обработке алмазов в бриллианты. Круглая форма огранки стала преобладающей. Простая круглая огранка стала предшественником современной бриллиантовой (фасетной) огранки.

В истории развития огранки алмазов особое место занимает огранка розой. Ограненный розой бриллиант имеет плоский низ, а верх — в виде купола. В XV веке ограненные розой бриллианты получили достаточно широкое распространение.

Огранка розой была очень популярна среди мастеров Амстердама и Антверпена особенно XVIII и XIX веках. Амстердамская или голландская огранка розой отличалась от антверпенской более высоким верхом и более острой вершиной купола. В этих бриллиантах выделяют три уровня (части): верхний (купол или корона), как правило, состоящий из шести граней; средний, также состоящий из шести опоясывающих граней и шести парных клиньев, и плоского основания (низа). Высота бриллианта составляла обычно половину диаметра основания, а диаметра короны — три четверти диаметра основания.

В XIX веке весьма популярными были бриллианты, ограненные двойной розой, которые устанавливались в серьги и из которых изготавливались брелоки для часов, прежде чем последние стали носить на руке. Огранка двойной розой так же относится к древним, поскольку, по крайней мере, два исторических бриллианта «Флоренция» и «Санси» были огранены именно таким способом.

В дальнейшем огранка розой совершенствовалась в направлении придания бриллианту различной формы и увеличения количества наносимых граней.

Одна из ранних огранок с нанесением дополнительных граней на естественный алмаз октаэдрической формы в истории развития ограночного искусства получила название огранка «Мазарини» по имени французского кардинала Мазарини. Его коллекция насчитывала 16 крупных бриллиантов, среди которых были такие известные, как Санси (Sancy, 55 карат) и Зеркало Португалии (Mirror of Portugal, 30 карат). Известно, что он завещал свою коллекцию французской короне с условием, что в историю они войдут как бриллианты Мазарини. Известные нам бриллианты огранки «Мазарини» были выполнены в форме подушки с нанесением 17-и граней на павильоне, включая калетту.

В те времена такая огранка была редкостью и требовала большого труда. Поэтому приобрести бриллиант такой огранки могли позволить себе только очень состоятельные люди, среди которых был и французский кардинал.

Огранка Мазарини и иные, существовавшие в те времена виды огранок выполнялись сравнительно большой калеттой. Это было необходимо, чтобы свет, проходящий сверху через бриллиант, отражался от нее и увеличивал тем самым блеск и игру бриллианта. В последствии, когда уменьшили высоту павильона и тем самым добились эффекта полного внутреннего отражения, калетта превратилась в острый шип, т.е. практически исчезла. Мастера все ближе и ближе подвигались к тому, что ныне мы называем идеальной или классической бриллиантовой огранкой.

Поскольку в XVII веке и начале XVIII века обработка алмазов была достаточно развитым ремеслом, то врятли справедливо приписывать изобретение бриллиантовой огранки какому-то одному мастеру. Тем не мение в историю бриллиантового искусства вошел венецианский мастер Винченцо Перуцци, именем которого назвали один из видов огранки, по праву считающейся бриллиантовой. Форма нижней части бриллианта все больше напоминала конус, на который наносились грани. Именно такой формы ограненные алмазы и стали называться бриллиантами.

Значительный рост производства бриллиантов произошел в XVII веке, а XVIII веке началась переогранка бриллиантов старых форм и видов органки. Частично это было благодаря разработке и внедрению новых технологий обработки алмазов, а частично из-за того, что бриллианты ограненные площадкой, вышли из моды и к ним был потерян всякий интерес. Сделать круглый бриллиант из алмаза октаэдрической формы требовало огромного труда, а мода требовала бриллиантов круглой формы.

Открытия бразильских месторождений дало новый толчок к дальнейшему совершенствованию бриллиантовой огранки. Один из видов такой огранки получил название бразильской. Такая огранка известна как тройная и в настоящее время называется «старинная огранка». По форме бриллианта напоминает подушку, имеет 33 грани в верхней части, включая площадку, и 25 граней в нижней части, считая калетту. Всего было 58 граней, т.е столько, сколько имеет современный бриллиант.

Вне всяких сомнений, открытие бриллиантовой огранки способствовало более полному раскрытию эстетических свойств алмаза и его красоты в единстве блеска и игры света. И хотя огранка была тогда сравнительно далека от современной идеальной, она сразу завоевала общее признание и ведущее положение на бриллиантовом рынке. Тем не менее еще в середине XIX века многие считали, что бриллиантовая огранка является просто очередным веянием моды, которая скоро пройдет, а огранка розой намного переживет ее. Но красота победила, и в последующие годы XIX и XX веков многие бриллианты, ограненные розой, были переогранены бриллиантовой огранкой, несмотря на катастрофическую потерю массы камня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]