История появления ювелирных украшений
Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет.
Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества.
В Марокко удалось найти панцири от моллюсков. Они считались составляющими ожерелья, которым было приблизительно 110 тыс. лет. В малой Азии были найдены останки женщины, которая жила в эпоху палеолита. На ней находилось большое количество бус и браслетов, так что ее можно считать модной дамой того времени.
Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных. В наибольшем приоритете были камни, обработанные самой природой — кварц, кремний, нефрит и т. д.
Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.
Приблизительно пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы понимаем сейчас под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.
Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле.
В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться золотых дел мастера.
Они дали свое начало в появлении золотых украшений в виде колец, цепочек, браслетов. Мастера использовали в своих изделиях такие камни, как бирюзу, лазурит, халцедон. Также помимо внешней красоты украшения из золота давали его владельцу определенный статус и положение в обществе.
Помимо древних египтян свой вклад в ювелирное дело вложили также инки в Перу и ацтеки в Мексике. Украшения также упоминались в Новом Завете, где у иудейских царей золотые браслеты считались частью одежды.
В Древнем Риме мастера украшали изделия из серебра и золота драгоценными камнями, такими, как алмазы. Высшие слои общества носили украшения из золота, городские жители (торговцы) — изделия из серебра. Рабам тоже разрешалась носить украшения, но из обычного металла.
Средневековье — это новый этап развития в ювелирном деле. В то время в Европе мастерские для ювелирных украшений находились на территории монастырей. Все усилия уходили на изготовления предметов религиозного культа.
В эпоху Ренессанса изготовление украшений стало одним из направлений художественного искусства. Знаменитые художники того времени были еще и искусными ювелирами.
Настоящим прорывом в ювелирном искусстве считается именно XVII – конец XIX века. Изделия утратили свою символику и приобрели статус ювелирных украшений с декоративной отделкой. Начали открываться первые школы ювелирного искусства. В то время, ювелиров для создания своих шедевров вдохновляли именно прекрасные дамы. Из всех камней предпочтение отдают бриллиантам, которые, можно сказать, становятся символом каждого светского мероприятия.
Барокко, рококо, классицизм, ампир… Эти стили в искусстве сменяли друг друга, оставляя после себя такие разные, но одинаково великолепные украшения, в которых запечатлелось не только мастерство ювелиров, но и дух самой эпохи.
Ювелирные изделия прошли сложный путь от символических оберегов и амулетов до великолепных ювелирных украшений, от которых мы сейчас получаем огромное удовольствие.
Особенности ювелирного дела
Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.
К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:
- драгоценные металлы (золото, серебро и платину);
- драгоценные камни (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
- полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).
Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:
- элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
- предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
- предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
- предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
- украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).
Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:
- ковку;
- литье;
- чеканку;
- тиснение;
- резьбу;
- гравировку;
- чернь;
- эмаль;
- инкрустацию;
- травление;
- вальцовку;
- полировку;
- шлифовку;
- огранку;
- гибку;
- пайку;
- закрепку.
Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.
Бриллиант Красный Хэнкок
Этот маленький бриллиант имеет очень резкий пурпурно-красный цвет и вес 0,95 карата. Из-за такого редкого окраса бриллиант в несколько раз увеличивается в цене. Даже опытные ювелиры считают, что это большая удача, если им повстречался подобный бриллиант. Первоначально Красный Бриллиант принадлежал мистеру Хэнкоку из Монтаны, приобредшего его в 1956 году за 13 с половиной тысяч долларов. Владелец продал его в 1987 году примерно за 150 тысяч долларов. Это стало мировым рекордом цены за карат.
Релевантные товары в Online-магазине:
Lancaster
After Sun Tan Maximizer Легендарное масло после загара
1 299 руб.
Dr. Brandt
Крем для контура глаз с ретинолом и кристаллами рубина 24/7
3 048 руб. 4 690 руб.
Benefit
Benetint Жидкий пигмент для губ и щек рубинового оттенка, миниатюра
899 руб.
эксклюзив бестселлер
Therme
Сердце Голландии Крем взбитый для тела
от 559 руб.
Все товары
Ла Перегрина
Эту жемчужину, грушевидной формы, нашли около побережья Панамы в 1576 году. Её вес составляет 202,24 карата. Жемчужину приобрёл в Испании Филипп II в 1582 году. Ею была украшена королевская корона. Эта корона принадлежала восьми поколениям испанских королей на протяжении 200 лет. Позднее она стала собственностью Иосифа Наполеона Бонапарта, который являлся старшим братом Наполеона Бонапарта и ставший королём Неаполя и Сицилии. В 1969 году её приобрёл на нью-йоркском аукционе за 37 тысяч долларов Ричард Бертон. Он принёс драгоценность в дар жене Элизабет Тейлор на 37-летие. Спустя какое-то время жемчужина была помещена в ожерелье, которое актриса надевала на все публичные мероприятия. Последний раз Перегрина была продана с аукциона за 11842500 долларов. Жемчужина Перегрина самый дорогой драгоценный камень, проданный на аукционе.
Современное искусство
В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.
Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.
Голубой Оппенгеймер
Кольцо с голубым бриллиантом стало самым дорогим проданным драгоценным лотом произведений искусства за всю историю. За него заплатили 57973000 долларов. Своё имя бриллиант получил в честь своего владельца сэра Филиппа Оппенгеймера. Его семья на протяжении многих лет занималась алмазной промышленностью. Они могли выбрать любой из понравившихся алмазов. Этот камень был необычного оттенка и имел необычайно безупречные прямоугольные пропорции. Голубые бриллианты пользуются особой популярностью из-за их редкости. Голубой Оппенгеймер классифицируют, как «Необычный Яркий Синий». Он отличается самой высокой цветовой гаммой и интенсивностью окраса среди других бриллиантов синего цвета. Он также является самым большим бриллиантом, который выставляли для продажи на аукционе. Его масса составляет 14,62 карата. Это поистине драгоценный камень.
Ожерелье Моголов из шпинели
На этом знаменитом ожерелье из шпинели выгравированы имена трёх императоров Моголов: Акбара, Джехангира и Шаха Джахана. Династия Моголов правила Индией на протяжении 332 дет. Во время их правления шпинель была одним из самых дорогих и почитаемых драгоценных камней. Это ожерелье должно было укрепить бессмертие императоров. Оттенок шпинели имел целый спектр оттенков от тёмно-красного до бледно-розового. Обычно из шпинели делали бусы, а не огранивали их. Персидский правитель Надир-шах разграбил сокровищницу Моголов. До наших дней дошло очень мало украшений той поры. Ожерелье Моголов весит 877,23 карата и оценивается 1428030 долларов.
Двадцатый век
В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты. Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.
В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.
В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.
Античность
В античной Греции упоминания о ювелирных изделиях впервые появляются в середине второго тысячелетия до нашей эры. Ювелирные украшения носили как женщины, так и мужчины. Древнегреческие мужчины любили украшать себя перстнями, браслетами, подвесками, женщины — помимо колец, браслетов и серег- изящными гравированными брошами. Изготавливались украшения с применением жемчугов, аметистов, гранатов, а также стекла и глазури. Особенной популярностью пользовались бусы, которым придавали различные красивые формы. О высоком мастерстве древнегреческих ювелиров свидетельствует найденный немецким археологом Шлиманом клад при раскопках Трои в 1873 году. Среди найденных предметов — височные кольца, шейные гривны, шпильки для волос, ожерелья и изящно выполненные диадемы.
Не отставали от древнегреческих мастеров и древнеримские. Именно в Древнем Риме, как свидетельствуют специалисты, появился новый доселе неизвестный тип ювелирного украшения- броши. С древним Римом связано и другое новшество- кольца-печатки, которые использовались в качестве личного клейма.