Бриллиант известен человечеству очень давно (более трёх миллиардов лет). Чем он так знаменит? Этот камень всегда пользовался большим спросом. Он известен своей прочностью, необычайным блеском и используется для изготовления украшений, имеющих очень высокую стоимость. Не случайно учёные всего мира уже давно работают над созданием искусственных бриллиантов, максимально схожих с оригиналом и даже превосходящих его по определённым параметрам.
Сегодня создание искусственного бриллианта стало успешным бизнесом, удовлетворяющим спрос на этот минерал.
Из истории искусственных бриллиантов
Природные алмазы можно встретить на всех континентах земного шара, но искусственные бриллианты были созданы не так давно.
Впервые о возможности получить синтетический алмаз заговорили в 1797 году, когда пришли к заключению об углеродном составе минерала. В конце 19 столетия химики из Шотландии и Франции пытались получить алмазы из углерода, матово-чёрного графита.
В начале 20 столетия английский учёный Уильям Крукс проводил подобный эксперимент, а в 1926 году был создан первый искусственный бриллиант, но на производство такой камень поставить было нельзя из-за своих характеристик. Сейчас он в качестве экспоната находится в музее Соединённых Штатов Америки (в штате Канзас).
Чуть позже (в тридцатых годах ХХ столетия) наши физики произвели все надлежащие расчёты для получения алмаза, но опробовал их на практике американский учёный Трейси Холл, использовавший аппарат высокого давления, который превращал графит в бриллиант. Это знаменательное событие произошло в декабре 1954 года.
Ювелиры предупреждают: московский рынок бриллиантов наводнили синтетические подделки
По данным аналитиков российской , мирового лидера по добыче природных алмазов, объем производства синтетических алмазов ювелирного качества к 2025 году будет сопоставим с объемами добываемых природных алмазов.
В то время когда рудники природных алмазов или истощаются (например, в 2021 году будет выработан Аргайльский рудник в Австралии, ведущий мировой поставщик розовых, желтых и бриллиантов цвета шампань) или переходят в сложные шахтовые условия добычи, цены на натуральные алмазы ювелирного качества продолжают расти.
Чем быстрее истощаются рудники, тем быстрее развиваются новые технологии создания искусственных бриллиантов. Хотя на сегодняшний момент по данным Bonas только 1% технически выращенных алмазов отличается ювелирным качеством. Из них 80% искусственно созданных бриллиантов по технологии HPHT (выращивание монокристаллов алмаза при высокой температуре и высоком давлении) и по технологии CVD (послойного осаждения алмаза из ионизированной углеводородной газовой среды на подложке посредством сверхвысокочастотного излучения), по данным Bonas, не декларируется при обороте на рынке бриллиантов.
Реклама на Forbes
Так синтетические камни захватывают рынок на глазах ювелиров и не встречают активного сопротивления.
«Дело в том, что качество камней, созданных с помощью искусственных технологий, сегодня таково, что на глаз, в лупу, отличить бриллиант натурального происхождения от синтетического не может ни один геммолог, — говорит руководитель дизайн-студии «Ювелиры Москвы» Олег Хомич, — Традиционные приборы и техники, такие как ультрафиолетовые лучи, тесты на теплопроводность и оптические преломления в этом случае не справляются. Большое количество искусственных бриллиантов производится в Китае, крупными лотами они продаются в Индию, где смешиваются с натуральными бриллиантами и через другие восточные страны, например, Турцию продаются в Европу и Россию. В 2010 году в крупных лотах могло присутствовать до 10% искусственных камней, затем примеси составили до трети, а сейчас могут доходить до 50%. Этот процесс остановить сложно. Слишком велик соблазн, когда натуральные камни дорожают, а искусственные дешевеют из-за стремительного развития технологий, — нечистые на руку продавцы камней пользуются отсутствием средств контроля у покупателей».
По мнению главы наводнение рынка искусственными бриллиантами — угроза не только для локальных рынков и небольших ювелирных производителей, но и для всего мирового алмазного рынка и таких его «монстров», как ювелирные компании Harry Winston и Graff.
Крупнейшие мировые разработчики алмазных месторождений, производители бриллиантов, геммологические институты и лаборатории разрабатывают стратегии защиты рынка натуральных драгоценных камней. Например, нанесение гравировки на камень, создание реестра высококачественных бриллиантов (GIA, HRD) или создание высокоточных приборов нового поколения для идентификации природных бриллиантов. У — это Alrosa Diamond Inspector, созданный для идентификации природных, синтетических (выращенных методами HPHT, CVD), облагороженных бриллиантов и неалмазных имитаций (муассанит, фианит). С помощью прибора можно диагностировать и отдельные камни, и камни, закрепленные в ювелирных изделиях, весом от 0,03 до 10 карат.
Alrosa Diamond Inspector уже используют ГОХРАН России, Пробирная палата, Геммологическая лаборатория МГУ, Израильская алмазная биржа, Итальянская алмазная биржа и GIA. По словам Олега Хомича, «Ювелиры Москвы» приобрели диагностический прибор для того, чтобы подтверждать клиентам подлинность камней, с которыми работают мастера , когда требуется подтверждение не только размера камня, но и его происхождения».
Сейчас «Ювелиры Москвы» разрабатывают новую услугу: выезд специалиста с Alrosa Diamond Inspector к клиенту на дом, чтобы подтвердить подлинность приобретенных ранее камней в украшениях. Как говорит Олег Хомич, внутренний голос подсказывает ему, что не обойдется без неприятных открытий и семейных драм, когда серьезная экспертиза бриллиантовых собраний оборачивается открытиями и разочарованиями под стать тем, что периодически разыгрываются на Christie’s и Sotheby’s, когда наследники именитых семей продают фамильные коллекции.
Оттенки лабораторных минералов
Многим людям интересно знать, каким цветом могут быть алмазы, выращенные в лаборатории. Сегодня искусственные камушки могут принимать различные оттенки, но чаще других встречается синий, жёлтый и чёрный цвет. Конечно, бесцветные бриллианты ценятся гораздо больше, и их тоже можно вырастить, но на создание такого алмаза уйдёт намного больше времени, так как это очень трудоёмкий процесс.
Голубой цвет камня получают, смешивая углерод с бромом. Чтобы получить жёлтый бриллиант, химики используют азот, а для придания алмазу чёрного цвета добавляют никель.
Основные достоинства синтетического алмаза
Искусственные бриллианты обладают свойствами, которые делают их такими популярными во всём мире. Перечислим основные важные качества таких алмазов:
- отсутствие кристаллических дефектов;
- блеск камня;
- чистота;
- прозрачность;
- наибольшая твёрдость;
- самая высокая теплопроводность;
- наличие примесей для получения каких-либо дополнительных свойств.
Самые распространённые технологии выращивания искусственного камня
В лабораториях были разработаны несколько способов выращивания синтетического бриллианта, но самыми признанными являются два из них:
- Технология HPHT, при которой алмаз выращивается в специальной камере при очень высоком давлении и температуре 1400-1600 градусов. Этот способ позволяет вырастить бриллиант за пять-семь дней.
- Технология CVD (основана на применении газовой среды): на помещённое в камеру с низким давлением алмазное семя слоями накладывается испарённый углерод и кислород. С помощью этого способа получают искусственные бриллианты очень высокого качества, которые трудно отличить от настоящих камней. На изготовление таких алмазов уходит около двух дней.
Особенности искусственных алмазов
Искусственный алмаз нельзя называть копией, с физический точки зрения, это неправильно. Дело в том, что алмазы, сделанные природой и руками человека, идентичны по своим показателям, в частности, твёрдости по шкале Мооса, коэффициенту преломления солнечных лучей и другим параметрам. Отличаются тем, что они произведены различными путями. Алмазы сохраняют свойства природного самородка. В частности, идентичны характеристики:
- прочности;
- блеска;
- структуры;
- фактуры;
- коэффициента преломления солнечных лучей;
- номинального веса;
- сопротивления электрическому заряду;
- возможности проводить тепло;
- упругости;
- температуры плавления и др.
Конечно, в лабораторных условиях есть возможность произвести камни, лишённые дефектов. Материал получается идентичный тому, который могла сотворить природа при самых лучших условиях. Только 20% от общего числа добытых самородков в мировых производствах используются в ювелирном деле. Остальные имеют вкрапления, дефекты, замутнённую поверхность, поэтому применяются максимум в технических целях. Этим объясняется тот факт, что искусственные алмазы в большинстве изделий ювелиров, приборах давно заменяются искусственными аналогами.
Искусственный бриллиант называют по-разному. Учёные разделяют копии на так называемые НРНТ минералы — для их производства необходимо воздействие больших температурных показателей и давления; CDV камни, при изготовлении которых используются осаждения из пара химических элементов. Выращивание алмазов возможно и по другим технологиям — получаются виды муассанит, страз, фианит, фабулит, рутил, церуссит и другие. Получаемый таким образом синтетический бриллиант не является достоверной копией, так как не копирует полностью характеристики. Распространённое заблуждение касается камня фианита, по внешнему виду который отличить от алмаза не сможет даже опытный ювелир.
Брошь в виде черепахи, украшенная фианитами
Чем алмаз синтетический отличается от природных камней
Синтетический алмаз обладает идентичными характеристиками. Показатели одинаковые, в частности:
- Химическая формула — углерод 100%
- Коэффициент преломления — 2,42
- Дисперсия — 0,044
- Твёрдость — 10 (высочайший балл по шкале Мооса)
- Плотность — 3,52.
Как видно из списка, характерные особенности присутственного и натурального бриллианта не отличимы. Но, искусственно выращенный бриллиант получают за несколько часов, суток, а для формования природного минерал понадобятся сотни лет.
Внешне отличить искусственный алмаз от настоящего может только опытный ювелир. Слева — настоящий камень, справа — синтетический.
Создание синтетических материалов для ювелирных украшений — прибыльная отрасль. Стоимость ненатурального бриллианта может быть выше сотворённого природой, если он огромных размеров. Естественные камни уступают по внешнему виду, так как имеют трещины, сколы, помутнения. В то же время, какое бы ни было название искусственного бриллианта, он имеет такие особенности:
- нет малейших вкраплений и неровностей фактуры;
- нет трещин внутри камня, которые искажают прохождение солнечного луча;
- цвет со временем не тускнеет.
Искусственный бриллиант неприхотлив. Если изделия с натуральными камнями нужно периодически отдавать на чистку в салоны, то заставить сверкать камень, сделанный в лаборатории, – дело нескольких минут. Потребуется выбрать доступное средство для чистки с любым показателем абразивности и тщательно потереть камень.
Кольца и серьги с искусственными алмазами
Наиболее распространённые виды синтетических бриллиантов
Нельзя утверждать, что искусственные алмазы являются точной копией царя камней.
Самым известным является нексус, полученный химическим сращиванием с другими соединениями и обладающий высокой прочностью.
Фианит изготавливают из циркония и оксида. Он очень красив и не так дорог, но имеет недостаток – это не слишком прочный камень (его легко поцарапать).
Самым красивым выращенным бриллиантом является муассанит, который отличается невероятным блеском и высокой прочностью. Его трудно отличить от настоящего алмаза, поэтому и цена у него соответствующая.
Надо отметить, что изготовленные в лабораториях камни могут стоить не дешевле настоящих, особенно прозрачные белые алмазы, а у некоторых цена будет даже выше из-за отсутствия дефектов, которые бывают иногда у натуральных бриллиантов.
Синтетические бриллианты: мифы и реальность
Тема лабораторно выращенных бриллиантов подогревается последние три года. И единственный вопрос, который волнует общественность: «Чем они отличаются от природных?»
Правильный ответ — практически ничем. Чистый углерод спрессован миллионом лет геологических процессов или сжат методом осаждения пара в лаборатории, причём для образования алмаза в обоих случаях требуется примерно одинаковое время — две-три недели. Химическая структура одинаковая. Кристаллическая — тоже. Единственная разница — в основе каждого синтетического бриллианта есть «зерно», вокруг которого растёт кристалл. Чаще всего используют крошечный кусочек углерода (уголь), чтобы сохранить химическую идентичность, но зерном может стать всё что угодно — частица волоса, ногтя, прах. С траурно-сентиментальной темой не без успеха пытались заигрывать некоторые американские лаборатории. В плане визуальной идентичности бесцветные синтетические бриллианты от натуральных не отличить даже под 15-кратным увеличением. Правда, независимый ювелирный эксперт, 35 лет проработавшая в компании De Beers, утверждает, что «при огранке мастер легко поймёт, натуральный перед ним бриллиант или созданный в лаборатории». Чтобы изучить искусственные алмазы во всех подробностях, компания De Beers организовала собственную лабораторию — Element Six.
Сибирский микроалмаз под микроскопом. 120-кратное увеличение
Сегодня большинство лабораторно выращенных бриллиантов пытаются выдать за природные. Плохая новость в том, что если подделку не обнаружили на уровне производства, то в магазине это тоже не определить. Хорошая — вы никогда не узнаете, что вас обманули. Возможность подмены заставляет нервничать не столько покупателей, сколько экспертов и ювелиров — на кону репутация.
Десятки лабораторий производят бриллианты. Часть из них американские. Они отличаются принципиально экологичным подходом к выращиванию камней — использованием возобновляемой энергии и т. д. Кроме них технологию быстро освоили и продолжают совершенствовать множество китайских лабораторий, которые поставляют на рынок всё более интересные камни голубых, зелёных и розовых оттенков. Им дорогой экологичный подход не близок: они питаются от стандартного электричества или, как шутят в индустрии, топят каменным углём.
До выхода на рынок De Beers c брендом Lightbox украшения с искусственными бриллиантами продавали несколько американских компаний (которые их же и производили), причём по цене лишь на 30% ниже натуральных камней. Главным маркетинговым отличием и приманкой для покупателей стали экологичность и этичность лабораторных камней. Во всём остальном новые игроки пытались играть на том же поле — использовали ту же идею «нечто ценное для ценных моментов вашей жизни», близкий дизайн, те же огранки. Проще говоря, синтетика попыталась сыграть на поле натуральных бриллиантов. То есть отъесть кусок рынка, который годами формировали De Beers, с помощью дорогостоящих рекламных кампаний воспитывая в покупателях желание тратить на бриллианты значительно больше их реальной стоимости.
Синтетические бриллианты довольно быстро эволюционировали от банального обмана и попыток спрятать их в партиях натуральных камней до небольших ювелирных марок, радеющих за экологию и этичность. Самые известные — Diamond Foundry (инвесторы Леонардо Ди Каприо и Мирослава Дума), ORRO, Gordon Max, Innocent Stone, Carat, линия Atelier Swarovski, которую активно промоутирует Пенелопа Крус, и ещё десяток других. Большинство производств расположено в Америке и Азии, хотя есть и одна довольно известная среди профессионалов лаборатория в Сестрорецке — именно здесь два года назад был выращен самый крупный искусственный синий бриллиант весом 5 каратов. Общими усилиями идею своеобразной уникальности и ценности синтетических бриллиантов удалось донести до журналистов, а затем и до потребителей.
Совсем недавно этичность была главным конкурентным преимуществом лабораторных камней — мол, их делают люди в белых халатах, работающие согласно всем нормам трудового законодательства. Не то что «кровавые» натуральные, которые добываются неизвестно как и служат разменной монетой для нелегальных военных диктатур в африканских странах. Сегодня диамантёры честно признаются — на рынке натуральных бриллиантов всего около 4% сырья сомнительного происхождения. Все остальные добытчики стремительно присоединяются к Кимберлийскому процессу, внедряют трейсинг камней, и у клиента Tiffany, покупающего кольцо с бриллиантом, есть возможность отследить судьбу камня вплоть до смены, когда он был добыт, и имени шахтёра (да-да, советская «упаковщица №7» становится важным маркетинговым инструментом).
Алмазодобывающие компании объединились в попытках просветить общественность, что синтетические камни не имеют «ни души, ни божественного прикосновения». Пошли в ход слоганы вроде Real is rare, real is a diamond. Но чем больше ювелиры и добывающие компании рассказывали о разнице в свойствах, «редкости» и «уникальности», тем больше они лили воду на популяризацию синтетических камней. По отношению к ним пресса сменила тон со снисходительного на уважительный: вместо «синтетических», что всегда несёт некий негативный оттенок чего-то ненастоящего, их стали называть «выращенные человеком», что, согласитесь, уже гораздо привлекательнее. И диамантёры забеспокоились всерьёз.
Запуская Lightbox, De Beers преследовал две простые цели. Первая — создать синтетическим бриллиантам репутацию на уровне стразов: модно, дёшево, несерьёзно. И вторая, гораздо более важная — опустить их стоимость. Вторая цель была достигнута довольно быстро — уже через полгода цены на лабораторные бриллианты болтались в районе 50% от рынка натуральных. Правда, ещё через полгода цены на натуральные камни также начали опускаться — перенасыщенность рынка никогда не приводила к иному результату, а для большинства потребителей вопрос цены оказался гораздо более значимым, чем вся маркетинговая шелуха вроде «настоящее — редко». Более того, оказалось, что в случае крупных камней, особенно цветных, потребитель также интересуется прежде всего ценой, а затем уже натуральностью, экологичностью и прочей лирикой.
Единственный минус — репутация у лабораторных камней по‑прежнему не блестящая. Они уже достаточно хороши, чтобы покупать и носить, но ещё не настолько интересны, чтобы признаваться в этом с гордостью.
Статья «Бриллианты: синтетические против природных» опубликована в журнале «Robb Report» (№10, Ноябрь 2019).
Основные отличия искусственного бриллианта от настоящего
Как понять, какой перед вами камень: настоящий или искусственный? Искусственно выращенный минерал обладает некоторыми особенностями: — реагирует на магнит; — прозрачный, но в воде его можно увидеть (в отличие от настоящего камня); — не очень ярко отсвечивает на солнце; — граница, разделяющая низ и верх камня (руднист), очень гладкая, а не шероховатая, как у настоящего минерала.
NSCD-бриллианты
Испокон веков человечество пыталось создать аналоги природным алмазам. Со второй половины ХХ века попытки становились все более и более удачными, и на сегодняшний день почти половина ограненных бриллиантов на мировом ювелирном рынке имеют искусственное происхождение, в то время как в промышленности около 97% алмазов – синтетические (искусственного происхождения).
Первый искусственно синтезированный алмаз был получен шведскими учеными в 1950 году, и уже через несколько лет на мировой ювелирный рынок стали попадать первые искусственные ограненные алмазы, пригодные для использования в качестве ювелирных вставок.
NSCD — Nano Simulate Carbon Diamond, такжеихиногданазывают SONA diamonds. Синтетический аналог природного бриллианта, но выросший не в кимберлитовой трубке, а созданный человеком искусственным способом в лабораторных условиях. Теоретически – разницы никакой, практически – разный химический создав и, конечно же, срок «создания».
Стоит отметить что существует еще два основных вида искусственных бриллиантов. Это CVD и HTHP бриллианты. В процессе их создания используется высокое давление и температура (HTHP) либо химическое осаждение из газовой фазы (CVD). Эти виды бриллиантов в разы дороже NSCD, так как химически практически идентичны, а фактически все три основных вида синтезируемых алмазов — NSCD, CVD и HTHP не имеют никаких визуальных отличий. Но есть ли смысл платить в несколько раз (иногда десятков) дороже, если ваша цель красивое ювелирное украшение, а не поход к эксперту-геммологу?
Синтезируют NSCD с помощью контролируемого взрыва углеродосодержащей взрывчатки. Процесс происходит в металлической трубе, где с помощью нагрева и температуры в графите кристаллизируются алмазы. Затем все неалмазные формы графита погружают в азотную кислоту и нагревают. На выходе получают готовые алмазные кристаллы, которые можно подвергать огранке и применять в ювелирном деле.
Ранее подобная технология позволяла получать лишь алмазные порошки, которые применялись как абразив. Но прогресс не стоит на месте, и с помощью усовершенствованных процессов NSCD начали занимать свое место в ювелирной промышленности.
Из-за своей кристаллической структуры, nscd чаще всего путают с фианитом (кубическим цирконием). Но в отличии от последнего, NSCD не подвержены внешним воздействиям и не станут мутными и тусклыми, если за ними должным образом ухаживать.
Несмотря на химические различия, внешне NSCD бриллианты ничем не отличаются от природных, их показатель преломления света и блеска чуть выше чем у природных камней таких же характеристик. Благодаря более высокой дисперсии (игры света) 0,06 у NSCD и 0,0574 у природного бриллианта, при сравнении то у NSCD будут более интенсивные, разноцветные и яркие вспышки на поверхности камня.
Что касается химических различий, то несмотря на совершенно разную природу, и NSCD, и природный бриллиант имеют схожую твердость (9 по школе Мооса) и плотность, а также флюоресценцию.
Огромным плюсом является изначальное отсутствие мутности, вкраплений, трещин. Выявить разницу могут лишь опытные ювелиры и специальные приборы, как правило спектрометры.
В России NSCD бриллианты до сих пор не пользуются особой популярностью, так как рынок забит дешевыми фианитами и разного рода ограненными кристаллами, в то время как в других странах с молотка уходят тысячи изделий, цена некоторых может превышать тысячу долларов за карат и выше.
Многие спрашивают, что лучше выбрать: муассанит, NSCD либо фабулит (в мире есть и другие камни, имитирующие природный бриллиант, но все они сильно уступают обозначенной выше троице). Это довольно сложный выбор, но если для Вас важны нижеприведенные пункты – то однозначно Ваш камень – NSCD. Итак, у NSCD есть 2 самых главных плюса по сравнению с фианитами, муассанитами и даже фабулитами:
1) Твердость. NSCD камни (в отличие от фианитов их твердость выше на 0,35 по шкале Мооса) никогда не покроются царапинами! Фианиты, со временем, могут пожелтеть, края протереться, итог — камень потускнеет.
2) Стоимость. NSCD стоят в несколько раз дешевле муассанита, и всего на несколько тысяч дороже фианита! И в целом, единственная разница между NSCD и муассанитами: nscd не читаются тестером, и у них чуть более радужный блеск, что и отличает их от бриллиантов, имеющих, как и муассаниты, холодный блеск. Итог: лучше потратить на 2000-3000 рублей больше, но изделие будет служить Вам вечно, чем купить фианит, и камень потеряет вид через год!
Таким образом, можно смело утверждать, что NSCD являются прекрасными заменителями бриллиантов в любых ювелирных изделиях, только по более выгодной цене.
Область применения
Созданные человеком алмазы (приблизительно 80 процентов) нашли широкое применение в промышленности (стеклорезы, наконечники для свёрл, подшипники, напыление шлифовальных инструментов и ножей), в электронике (для изготовления прослоек в микросхемах), в медицине (при использовании лазерных технологий, при лечении зубов).
Потребность в этом минерале объясняется и высоким спросом на ювелирные изделия (кольца, серьги, подвески, браслеты).
С каждым годом сфера использования этого камня расширяется.
Интересные факты
В Книге рекордов Гиннеса есть сведения о самом крупном бриллианте, созданном человеком. Размер его составляет 34 карата.
В самом конце двадцатого столетия учёными-химиками получен алмаз из человеческих и животных останков. Узнав об этой технологии, многие состоятельные люди сохраняют память об умерших родственниках в бриллиантах. Так возник очень прибыльный бизнес.
Самым крупным рынком сбыта бриллиантов являются Соединённые Штаты Америки (жители страны приобретают больше половины украшений с алмазами в мире).
Учёные их Германии создали искусственные кристаллы из арахисового масла, а мексиканские химики получили пар, содержащий алмазы, из текилы, который можно применять при напылении алмазной плёнки.
Самыми близкими по своей структуре минералами являются графит и алмаз. Графит может превращаться в алмаз и наоборот, но алмаз при этом принадлежит к самым твёрдым минералам, а графит – к самым мягким.
Подводя итоги
Было бы неправильным считать искусственные алмазы копией, потому что по всем параметрам они являются одним и тем же минералом, разница лишь в способах их появления. Если натуральный бриллиант создаёт сама природа, то искусственный выращивает человек. Лабораторный минерал не только приобретает все свойства природного камня, но даже в чём-то превосходит его.
Сегодня производством искусственных алмазов занимаются более двух десятков стран, синтетическими являются более половины существующих в мире бриллиантов.
По мнению многих аналитиков, производство таких минералов со временем будет только расти из-за потребностей не только ювелирной промышленности, но и других областей высоких технологий.
О каких синтетических камнях идёт речь?
Сегодня, говоря о синтетических камнях, мы часто не задумываемся, что это понятие включает в себя очень широкий перечень материалов: от ювелирного стекла до выращенного алмаза. Пожалуй, единственное, что объединяет эти материалы – это их искусственное происхождение. В остальном мы можем наблюдать радикальные различия, в том числе и в цене.
Синтетические камни подразделяются на несколько классов: имитации и настоящая синтетика (выращенные камни). К первой группе относятся искусственные материалы, которые лишь внешне напоминают природные, но совершенно иные по составу и свойствам. Классическими примерами являются стекло и фианит (могут по цвету имитировать абсолютно любой камень, от бесцветного алмаза до тёмно-синего сапфира или даже меняющего цвет султанита). При этом ни стекло, ни фианит свойствами названных природных минералов не обладают. В подавляющем большинстве случаев имитации (речь идёт именно о ювелирных имитациях) сильно уступают в цене своим природным аналогам, ведь их основная цель – массовый рынок.
Совершенно иначе обстоят дела с выращиванием драгоценных камней. И не только алмазов. Основное отличие от имитаций в том, что главная задача — полное повторение всех свойств природных минералов без каких-либо компромиссов. Иными словами, если мы выращиваем изумруд, то по своему составу и всем свойствам это будет именно настоящий изумруд – созданный человеком.
Традиционно, чем выше качество производимого продукта, тем выше затраты на его производство. В случае с выращенными камнями стоимость процесса складывается из следующих факторов:
Идеальные компоненты
Исходные природные минералы, которые используются для роста, должны быть определённым образом подготовлены: равномерно измельчены (определённый размер частицы), перемешаны, тщательно очищены от посторонних примесей. Такие манипуляции сами по себе являются отдельным технологическим ноу-хау.
Выверенный рецепт
Перед запуском процесса всегда требуется время для наработки технологии (по сути, эксперимента): любой новый цвет или оттенок — даже исходное сырье с другого месторождения — требуют корректировки режимов, пропорций. А идеальных условий в таком деле не бывает.
Особые энергорешения
Кристалл всегда потребляет огромное количество энергии для роста. Это связано с необходимостью в течение длительного времени роста поддерживать определенные высокие температуры и/или давление.
Драгоценные металлы
Часто в роли расходных материалов выступают драгоценные металлы, такие, как платина или золото. Это обусловлено их уникальными химическими свойствами не вступать в реакцию с раствором или расплавом (а значит, не влиять на будущий кристалл).
Бдительный контроль
Процессы роста могут занимать от нескольких недель до многих месяцев — и всё под постоянным контролем специалистов, при непрерывном потреблении электричества.
На финальном этапе, когда кристаллы сформированы, должна происходить сортировка материала по качеству: от самых чистых и равномерно окрашенных до непригодных к огранке: с большим количеством внутренних включений (например, газовые включения при методе Чохральского) или девиантным цветом. Да-да, выращенные человеком камни тоже не идеальны!
Помимо самого процесса роста необходимо учесть и такой важный фактор, как контроль за вредными выбросами и переработка побочных продуктов для последующего повторного использования. На совершенствование этих технологий тратится значительное количество ресурсов.
Разумеется, себестоимость синтетических камней зависит и от количества производимой продукции. Так, для фианита или стекла — это десятки и сотни тонн в месяц, существенно распыляющие затраты на всю партию. Для выращенных камней размер партии может составлять не более 5000 карат (1кг) в год. Эта же логика будет действовать при сравнении цены выращенных камней с ценой природных «полудрагов». Иногда это даже приводило к тому, что синтез определённого вида минералов так и не выходил за рамки эксперимента: затраты на рост кристалла превосходили затраты на его добычу в природных условиях. Такая ситуация сложилась, например, с красным гранатом-пиропом.
Пожалуй, самой простой и понятной аналогией будет аналогия с производством автомобилей. Например, отечественные марки, популярные 30 лет назад, и выдающиеся экземпляры премиального немецкого автопрома. Здесь и разница в цене и разница в качестве, количество выпускаемых машин в год, престиж марки и история бренда. И не стоит делать поспешных выводов о превосходстве одних марок над другими: каждый класс автомобилей имеет свои преимущества. Жертвуя комфортом, высокими стандартами и дорогим внешним видом, мы получаем сильное снижение себестоимости. И наоборот.