Способы обработки и облагораживания драгоценных камней

Ювелирные камни и самоцветы ценятся за прозрачность, способность преломлять свет или же за красивую окраску и затейливые узоры, если речь идет о непрозрачных минералах. Однако, глядя на добытые из породы образцы, сложно увидеть красоту, спрятанную внутри. Чтобы показать и подчеркнуть достоинства самоцветов, добываемое сырье подвергают дополнительной шлифовке, полировке или огранке. Именно обработка камня позволяет раскрыть лучшие свойства природного сырья и повысить его стоимость.

Что такое облагораживание камней

Природные минералы с высокими показателями прозрачности и насыщенной окраской — большая редкость. Большинство добываемого сырья имеет мелкие дефекты, неравномерную или бледную окраску. Чтобы улучшить качество и характеристики ювелирных камней, были разработаны методы их облагораживания. В отличие от природных самоцветов, облагороженные образцы стоят дешевле. Более того, в сопровождающих документах должна быть указана информация о том, был ли минерал облагорожен.

Облагораживание — это обработка уже ограненных кристаллов или натурального необработанного камня

Она состоит в целенаправленном физико-химическом воздействии на сырье, в результате чего удается добиться повышения ключевых потребительских качеств минералов.

Например, ювелиры заметили, что при нагревании прозрачных или слабоокрашенных кристаллов аметиста, которые имеют невысокую рыночную стоимость, можно получить востребованные желтые камни, напоминающие цитрины. Популярными стали минералы с зональной окраской, называемые аметринами: при нагревании аметиста лишь с одной стороны получается кристалл желтый с одного конца и фиолетовый с другого.

Основные способы облагораживания камней, которые приняты в ювелирной индустрии и считаются допустимыми:

  • Отжиг (термическая обработка). В результате воздействия высоких температур многие минералы приобретают более насыщенную окраску. Кроме того, этот метод используют для устранения нежелательных оттенков (например, синих у рубинов) или включений (например, рутила в сапфирах).
  • Обработка маслом — применяется в тех случаях, когда необходимо скрыть трещины. Процесс облагораживания состоит в том, что в раскол, из которого выкачаны воздух и вода, под высоким давлением впрыскивается масло, имеющее схожий коэффициент преломления. В результате трещины становятся практически незаметными.
  • Обработка эпоксидной смолой, как и промасливание, улучшает показатели прозрачности образцов и повышает их прочность.
  • Радиоактивное облучение — основной метод получения редких в природе голубых топазов, цветных алмазов и кварцев. В зависимости от вида минерала используется рентгеновское, ультрафиолетовое, гамма-излучение или воздействие потока энергетических частиц (нейтронов, протонов, электронов или альфа-частиц).
  • Нанесение покрытия — позволяет получать кристаллы с необычной окраской, например, после нанесения на поверхность топаза тончайшей пленки из драгметаллов получают мистик-топаз, отличающийся радужными переливами.

Как ухаживать за украшениями – деревянными, из камня, серебра

Украшения стали важным атрибутом в образе современной женщины. Колье и ожерелья, бусы, кулоны, браслеты, серьги – всё это богатство заполняет нескончаемые шкатулки, коробочки и косметички настоящей модницы. Чтобы любимые аксессуары не потеряли свой первоначальный внешний вид, им необходим правильный уход.

В этой статье мы и расскажем про основные правила ухода и хранения за деревянными украшениями, а также изделиями из натурального камня и серебра.

Как ухаживать за деревянными украшениями

Сразу развеем миф, о том, что украшения из дерева недолговечны и быстро теряют внешнюю привлекательность. При правильном хранении и элементарном уходе, дерево будет служить вам долгие годы.

Основные правила бережного хранения бижутерии из дерева

  • Не подвергайте бижутерию механическому воздействию. Постарайтесь не ронять ваши деревянные бусы и браслеты на твердый пол, особенно это касается бетонного покрытия и кафеля. На деталях появятся вмятины или трещинки, могут выпасть декоративные элементы, что, согласитесь, в лучшем случае не добавит привлекательности изделию, а в худшем – серьезные повреждения могут и не подлежать дальнейшей реставрации.
  • Храните аксессуары отдельно от царапающих металлических предметов (щипчиков, ножниц, кулонов с острыми краями). Они также могут нанести повреждение;
  • Избегайте длительного воздействия прямых солнечных лучей. Это высушит древесину, она может поменять цвет или потрескаться. То же касается и отопительных приборов (батарей центрального отопления, масляных радиаторов). Даже если ваши любимые бусы или серьги намокли, не сушите их таким образом.
    Древесину лучше сушить естественным путем, в хорошо проветриваемом помещении. В том случае, если в вашем доме очень жарко и сухой воздух, сложите их в коробочку с крышкой и уберите в темный угол;
  • Бижутерия из дерева не переносит воздействие бытовой химии и спиртосодержащих жидкостей. Если вы пользуетесь средствами для укладки и фиксации прически, а также туалетной водой или духами – снимайте свои аксессуары, а лучше – одевайте их в последнюю очередь, когда ваш образ полностью завершен.
    К разрушающим дерево веществам также относятся отбеливатели, наполнитель гелевых и шариковых ручек, фломастеры, маркеры, медицинские спиртовые растворы.

Чтобы понять принцип ухода, нужно знать, какими основными способами производители защищают свои изделия

  • Покрытие деревянных деталей прозрачным лаком
  • Защита восковым слоем

При первом способе повышается прочность изделия и его блеск, во втором – бижутерия сохраняет свою естественную фактуру, и смотрится более натурально.

Обычно воском обрабатывают сувениры и украшения из черного или красного дерева. Эти породы очень дорогие, встретить изделия из них в России можно крайне редко.

Мы привыкли называть красным деревом – древесину вишни, а черным – темно-коричневый цвет некоторых пород деревьев, таких как дуб.

Под воздействием времени и солнечных лучей изделия могут менять свой цвет – покрытые лаком бусины, как правило, светлеют (из-за разрушения лакового слоя), а обработанные воском, наоборот, темнеют (из-за процессов окисления).

Как правильно обновить внешний вид

Чтобы привлекательный вид украшений радовал вас дольше, периодически балуйте любимые серьги, колье и браслеты из дерева ухаживающими процедурами. Потускневшее изделие натирают сухой мягкой тканью или обрабатывают натуральными маслами. Подойдет оливковое или льняное.

Нужно нанести масло на поверхность, оставить на 30-40 минут, а затем протереть махровым полотенцем или любой другой хлопковой тканью. Следите, чтобы детали не подвергались чистке абразивными средствами.

Если в украшении присутствует резьба, накопившуюся пыль легко удалить обычной кисточкой для рисования (или для румян).

Уход за украшениями из натуральных камней

Разновидностей камня, из которого изготавливают украшения – великое множество. Все они условно делятся на три категории:

  • Ювелирные (драгоценные);
  • Ювелирно-поделочные;
  • Поделочные.

Каждая категория включает в себя определенный список минералов, которые, в свою очередь, делятся на классы. Мы не будем подробно вдаваться в классификацию этого природного материала, а рассмотрим общие правила ухода за бижутерией из натурального камня, а также остановимся на нескольких самых распространенных породах.

Начнем с того, что камни имеют разный химический состав и физические свойства, а это значит, что одни очень твердые и их используют в качестве распила более мягких пород (например, алмаз), а другие – имеют более пористую структуру, следовательно, многочисленные факторы окружающей среды на них воздействуют в разы сильнее.

Поэтому, первым правилом будет раздельное хранение украшений. Идеальный способ – личный бархатный или тканевый мешочек для каждого аксессуара. Так вы избежите повреждения более мягких минералов более твердыми.

Больше всего загрязнений скапливается в местах инкрустирования камня и в застежках. Убрать все ненужное можно с помощью обычной ватной палочки, смоченной в теплой воде. Не пытайтесь чистить украшения острыми металлическими предметами, вы можете поцарапать минерал или повредить крепления. Лучше воспользуйтесь специальными средствами, которые продают в ювелирных магазинах для определенных категорий минералов. Ассортимент довольно широк – пенки, салфетки, растворы.

Сложнее всего ухаживать за натуральными камнями органического происхождения: янтарь, жемчуг, бирюза, опал.

На них остановимся чуть подробнее

  • Янтарь – мягкий и деликатный камень, уход за ним требует особой осторожности. Он крайне чувствителен к химикатам и спиртовым растворам, поэтому не мойте посуду, не убирайтесь в изделиях с янтарем, а также следите, чтобы на него не попали капли духов или лака для волос. Под воздействием всех этих веществ, на поверхности янтаря проступает белый налет, удалить который практически невозможно.
    Оберегайте этот хрупкий минерал от сильных перепадов температур и долгого воздействия прямых солнечных лучей;
  • Жемчуг очень любит влагу. При постоянном сухом воздухе, высокой температуре и воздействию солнечного света, он высыхает и трескается. Также будьте аккуратны с косметическими средствами и духами. Избегайте их попадания на жемчужные бусины. Хранить нить жемчуга желательно в тени, отдельно от других украшений, завернув в мягкую ткань;
  • Бирюза – камень, склонный терять свой цвет.
    Происходит это из-за пористой структуры породы, которая впитывает любые испарения жиров и масел. Исключите попадание на украшение из бирюзы мыльного раствора, кремов и других косметических средств;
  • Опал – тоже порода пористая, не любящая резких перепадов влажности и температуры. Он может потрескаться, и потерять свой цвет и блеск. Оберегайте опал от механических воздействий и чистки абразивами. Целебной для этого камня будет процедура обработки глицерином.

Покупая понравившееся украшение из натурального камня, расспросите продавца о правилах ухода именно за этим минералом.

Уход за серебром в домашних условиях

Наши родители чистили серебряные вещи зубным порошком или содой. Моментальный эффект, конечно, был заметен, они светлели, но все-таки не стоит натирать серебро абразивными веществами. Такой метод разрушает полировку, которая так необходима, чтобы украшение не теряло свой блеск.

Чтобы серебро не темнело

  • Не храните его в помещениях с высокой влажностью (ванные комнаты, кухни);
  • Не производите уборку с химикатами;
  • При приготовлении еды избегайте контакта металла с содержащими сероводород продуктами (например, яйцами)

Также причиной потемнения серебряного изделия может стать болезнь человека, который его носит.

Если серебро все же почернело, есть несколько простых и действенных способов по его очистке.

Виды обработки камня

Облагораживание камней — лишь один из этапов обработки самоцветов, который не является обязательным. Перед тем как попасть в руки ювелира и стать частью украшения, все ювелирные камни проходят через процесс обязательной обработки. Ее методы подбирают в зависимости от основных физико-химических свойств минерала: прозрачности, твердости, наличия или отсутствия рисунка.

Современная обработка включает следующие способы:

  • Распил породы — осуществляется на станках, оснащенных ленточными, дисковыми или канатными пилами. В качестве альтернативного варианта промышленной распиловки добываемой породы для этой цели используют лазер.
  • Обдирка — придание сырью предварительной формы.
  • Шлифовка — промежуточный этап, который позволяет получить равномерную шероховатость поверхности камня и лучше оценить его форму.
  • Лощение — раскрывает рисунок и структуру минерала, для чего используются шлифовальные круги с напылением шлифовальных порошков.
  • Огранка — вместе с предыдущими методами является неотъемлемой частью обработки прозрачных драгоценных камней, в результате которой удается максимально полно раскрыть блеск и светопреломление минералов.
  • Полировка — финальная стадия, в результате которой поверхность камня приобретает зеркальный блеск.
  • Гравировка — декоративный вариант обработки, который состоит в нанесении рисунка на поверхность.

Глава IV. Методы и техника обработки ювелирных камней

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных кристаллов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки. Достоинство и красота ювелирного камня особенно ярко проявляются после его обработки — «…после слияния камня с мастерством…», по образному выражению А. Е. Ферсмана.

Цветные камни начали обрабатывать очень давно. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округленных пластин найдены при раскопках древних захоронений во многих странах. Из камней делали цилиндрические печати и амулеты с рисунками и знаками. Техника обработки цветных камней первоначально была очень простой: нужную форму придавали, обрабатывая камни мелким кварцевым (фивским) песком или песком из пемзы (ноздреватый камень) на каменной неподвижной плите, а затем более твердыми минералами наносили на них рисунки или надписи. В 2000 — 1800 гг. до н. э. обработка цветных камней усложнилась. Из них стали вырезать сложные печати и фигурки животных. Для крито-микенского периода характерны различные орнаменты. В I тыс. до н. э. появились геммы с изображениями животных, а позже мифических героев и богов. Вырезали их мелкими плойками алмаза, вставленными в железные державки. Для изготовления гемм сначала использовали камни преимущественно группы кварца — оникс, карнеол, празем, яшму, агат, аметист и др. Позже (в VI — V вв. до н. э.) стали применять более твердые камни — берилл, изумруд, топаз, гиацинт, гранат и др. и более мягкие — обсидиан, нефрит, лазурит, бирюзу и др.

В средние века ювелирные камни обрабатывали по определенным правилам. В работе Теофила «Описание различных искусств» приведена методика обработки ювелирных камней. В соответствии с ней горный хрусталь распиливали специальными железными пилами, подсыпая мокрый мелкий кварцевый песок. Песчинки, подхваченные зубчатой поверхностью пилы, процарапывали острыми кромками распиливаемый камень, в результате в нем постепенно образовывался распил. Отпиленную часть камня приклеивали на державку из дерева, далее камень шлифовали сначала на неподвижной плите грубозернистого песчаника, а затем — более мелкозернистого. Камень шлифовался круговыми движениями по плите, поверхность которой непрерывно смачивали водой. Постепенно изменяя угол наклона державки, получали округлую поверхность камня, похожую на современный кабошон. Поверхность изделий из горного хрусталя полировали на свинцовой плите, покрытой увлажненным толченым кирпичом. При полировании более твердых камней (бериллов, изумрудов, рубинов, сапфиров и др.) использовали тонкий порошок из дробленого горного хрусталя.

Еще в глубокой древности в Индии было известно, что шлифовка граней кристалла алмаза позволяет улучшить его блеск и вид. Так, появилась простейшая огранка — «октаэдр»; для получения более сложной формы у кристалла стачивали одну вершину до образования плоской площадки, а затем естественные грани алмаза шлифовали и полировали. Эта форма огранки была распространена и в Европе до начала XIV в.

В XIII — XIV вв. в Европе появляются так называемые шлифовальные мельницы, на которых при помощи водяного привода вращали большие каменные шлифовальные диски для обработки камня, а также малые мельницы с ручным приводом. Очень часто использовали мельницы, на которых шлифовальные камни вращались в вертикальной плоскости. При этом огранщик шлифовал камень лежа, опираясь грудью и плечами на специальное устройство.

Главные центры огранки драгоценных камней в средние века — Париж, Фрейбург, Идар-Оберштейн и Прага. Г. В. Банк [6] пишет, что в 1290 г. в Париже образовался ремесленный цех шлифовальщиков камней, а с 1327 г. шлифовальные мельницы начали работать во Фрейбурге. В Праге искусство шлифования получило развитие в 1346 — 1378 гг. Сообщения о первых агатовых мельницах в Идар-Оберштейне относятся к 1454 г.

В 1456 г. для шлифовки алмаза стали применять алмазный порошок, что послужило толчком для дальнейшего развития искусства обработки драгоценных камней. Именно в это время придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые предложил огранку алмаза в форме «розы». Для получения алмазного порошка Беркем закреплял в специальном цементе два алмаза и тер их друг о друга; порошок наносили на металлический диск, который вращался в специальном станке для огранки алмазов. У бриллианта, имеющего форму розы, плоское основание, а на верхней части нанесены 12, 24 или 32 грани (фацеты), которые сходятся в центре, в вершине. Бриллианты с 12 гранями назывались «Розами д’Анвер», а с большим числом граней — «коронованными розами».

Крупными центрами огранки алмазов и поставки бриллиантов в XV — XVI вв. были Париж и Антверпен, а с середины XVII в. — Антверпен и Амстердам.

Приблизительно в 1600 г. в Париже была разработана полная бриллиантовая огранка алмаза, которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней. При такой огранке создаются оптимальные условия для полного внутреннего отражения и дисперсии света в алмазе. Сначала применялась самая простая форма бриллиантовой огранки, при которой на верхней и нижней частях бриллианта находилось по восемь граней. Ювелиры называли такую огранку ординарной или простой. Сейчас так гранят мелкие алмазы, получая бриллианты массой от 0,03 до 0,01 кар. Позже были разработаны более сложные формы бриллиантов — на обеих частях делали по 16 граней или 32 грани в верхней и 24 в нижней частях. Такие огранки соответственно назывались двойной и тройной (полной). В настоящее время алмазам придают следующие формы: «маркиз», «панделок», овальную, грушевидную, «бриолет», угловатую, «изумрудную», «каре» и др., а также классические формы (рис. 1, 2).

Рис. 1. Эволюция огранки алмазов: а — октаэдр; б — старая ординарная; в — ‘Мазарини’; г — ‘Перуцци’; д — голландская роза; е — антверпенская роза

При бриллиантовой огранке верхняя часть камня называется коронкой или верхом, нижняя — низом или павильоном, плоская — таблицей или площадкой, а линия, отделяющая коронку от павильона, — рундистом. Грани павильона сходятся в одну точку — шип. Раньше вместо шипа делали маленькую площадку — калетту.

Рис. 2. Фантазийные формы огранки: а — грушевидная; б — овальная; в — ‘маркиз’

В 1938 г. М. Толковским была рассчитана «идеальная» форма огранки бриллианта (рис. 3). Верхняя часть бриллианта имеет высоту 0,144 от величины диаметра камня (Д

), диаметр площадки 0,53
Д
, угол наклона основных граней 40,75°. Общая высота бриллианта 0,6
Д
, а высота рундиста 0,01 — 0,02
Д
.

Рис. 3. Бриллиант М. Толковского

В СССР применяют чаще всего практическую бриллиантовую огранку, которая позволяет наиболее рационально использовать алмазное сырье. Размер площадки 50 — 65% от Д

, высота рундиста 2 — 5%
Д
, угол наклона граней коронки 30 — 40°, угол наклона граней павильона 38 — 42°. В ФРГ применяют три типа практической огранки. В табл. 2 даны основные параметры некоторых огранок.

Таблица 2. Характеристика практических типов огранки, применяемых в ФРГ, и ‘идеальной’ огранки М. Толковского

На игру бриллианта влияют размер и число граней. Крупные камни изготавливают с большим числом граней, мелкие — с меньшим. Как правило, бриллианты массой менее 0,03 кар

имеют 17 фацетов, камни массой 0,03 — 0,05
кар
33 фацета (швейцарская огранка). Однако чаще всего бриллианты массой более 0,03
кар
имеют 57 фацетов: в верхней части — 33, в нижней — 24 (рис. 4).

Рис. 4. Современные формы огранки: а — простая (17 фацетов); б — швейцарская (33); в — полная (57); г — Хайлайткат (73); д — королевская (86)

В последние годы зарубежными фирмами разработаны новые, более сложные формы огранки бриллиантов крупной формы, значительно усиливающие их игру. Так, для камней массой более 1 кар

предложена огранка Хайлайт-Кат на 73 фацета (вверху 41, внизу 32). Для более крупных бриллиантов применяют «королевскую» огранку с 86 фацетами (49 вверху и 37 внизу), а также «величественную» огранку с 102 фацетами (61 вверху и 41 внизу). Иногда выполняется спиральная огранка.

Форма бриллиантов может быть различной, но чаще всего она круглая. Для крупных кристаллов используют формы: «маркиз», грушевидную, овальную, багет, «изумрудную» и др. При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона. Если они не оптимальны, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, и блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем сильнее он блестит и сверкает. Показатель преломления у различных цветных камней различный. Для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа, которые определяются отношением (рис. 5),

n=sin i/sin r, (1)

где i

— угол падения луча света на поверхность камня;
r
— угол преломления луча света в камне.

Когда луч света AB

попадет из камня в воздух, углы падения и преломления могут меняться местами: меньшим становится угол падения
r
, большим — угол преломления 1. В результате формула (1) примет вид

sin r1 / sin i1=1/n.

В этом случае при увеличении угла r

1 направление вышедшего из кристалла луча приближается (с увеличением
i
1) к направлению поверхности камня и при некотором значении сольется с ней. При этом угол
i
будет равен 90°, a sin i=1. Тогда формулу (2) можно написать следующим образом:

sin r1=sin θ=1/n.

С этого момента при дальнейшем увеличении угла r

луч света не сможет выйти из камня и будет отражаться от его поверхности. Угол θ называется углом полного внутреннего отражения или критическим углом. Из цветных ювелирных камней наименьший критический угол у алмаза (24°5′), а наибольший у кварца — 40°3′. Чем меньше угол 0θ, тем больше область углов, при которых происходит явление полного внутреннего отражения. У алмаза эта область углов находится между 24°8′ и 90°- 65°2′, а для кварца эта область углов составляет только 49°7′.

Рис. 5. Ход лучей в камне: а — преломление; б — полное внутреннее отражение

Для того чтобы каждый раз не производить вычислений, пользуются номограммой Б. В. Витковского (рис. 6). Веерообразно расходящиеся радиусы на ней соответствуют углам падения световых лучей в воздухе на поверхность камня, вертикальные линии — углу преломления световых лучей в камне, концентрические окружности — показателю преломления камня.

Рис. 6. Номограмма Б. В. Витковского

Луч света полностью отражается от граней низа в том случае, если он падает под углом, не меньшим критического для данного камня, — это нижний предел угла наклона граней павильона. Верхний предел угла наклона граней павильона определяется разностью между 180° и критическим углом, деленной на три (табл. 3).

Таблица 3. Показатели преломления, критические углы и пределы углов наклона граней павильона ювелирных камней [3]

Ювелирным камням при огранке придают различную форму. Исторически сложились определенные формы огранки ювелирных камней. Круглую бриллиантовую огранку чаще всего используют при обработке алмаза, горного хрусталя, циркона, турмалина, топаза, реже изумруда и рубина. Одинарной или двойной розой гранят гранаты, уплощенные алмазы и некоторые темные, слабо просвечивающие камни. Ступенчатую огранку в форме квадрата, прямоугольника или ромба используют при обработке прозрачных цветных камней: берилла, изумруда, гиацинта, сапфира, рубина и граната. Огранку кабошоном используют для непрозрачных камней: бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита и др., так же обрабатывают изумруды, сапфиры и рубины пониженного качества. Огранка клиньями применяется при обработке лазурита, агата, яшмы и др.

Обработка любого ювелирного камня включает ряд операций: предварительный осмотр и разметку; распиливание или раскалывание; обдирку (придание формы); огранку. Рассмотрим их подробнее.

Предварительный осмотр камня

проводится для выбора наиболее оптимального способа его обработки с учетом дефектов, неравномерности окраски, возможной формы огранки и т. п.

Разметка

цветных камней осуществляется таким образом, чтобы наиболее густоокрашенной была нижняя сторона ограненного камня. Линии распиливания или раскалывания намечают рапидографом; при этом необходимо учитывать, как лучше убрать дефекты камня в процессе огранки. Операция по разметке камня весьма ответственная. Она требует большого опыта и знаний особенностей камня — его свойств, кристаллографического строения и т. д. Именно этот процесс обеспечивает получение камня с наилучшими цветовыми и качественными характеристиками.

Распиливанием

или раскалыванием ювелирные камни разделяют на части, пригодные для последующей обработки. Раскалывание в настоящее время применяют реже распиливания, в основном при обработке алмазов искаженной формы или алмазов с дефектами, устраняемыми при раскалывании. Алмаз закрепляют специальным цементом на оправке, на ребре кристалла осколком алмаза наносят риску (черту), а затем с помощью специального ножа, вставляемого в риску, откалывают часть алмаза.

Распиливают алмазы по определенным плоскостям, не соответствующим направлениям раскалывания. Эти плоскости располагаются параллельно граням куба или ромбододекаэдра. Распиливают алмазы на специальном станке тонкими дисками из оловянисто-фосфористой бронзы, шаржированными алмазным микропорошком (рис. 13

). Диаметр дисков 76
мм
, толщина от 0,04 до 0,09
мм
в зависимости от размера распиливаемого кристалла. Технологический процесс распиливания начинается с наклейки размеченных кристаллов специальной массой, состоящей из медицинского гипса и клея в пропорции 1:1. Затем кристалл ориентируют для совмещения плоскости линии разметки с плоскостью распиловочного диска. Делается это визуально или с помощью микроскопа МБС-2, оснащенного специальным устро. После этого производится подрез кристалла на глубину 1 — 1,5
мм
и распиливание его. Нагрузка на алмаз при распиливании составляет, по данным В. И. Епифанова, А. Я. Песиной и Л. В. Зыкова, от 120 до 300
г
в зависимости от массы кристалла (от 0,1 до 5
кар
и выше) и толщины диска (от 0,05 до 0,08
мм
). В настоящее время длраспиливания алмаза широко применяются полуавтоматические станки. Цветные ювелирные камни распиливают на специальных станках при помощи тонких алмазных дисков с частотой вращения до 8000
мин
-1. Для охлаждения камня обязательно используют воду. Камень закрепляют в зажиме и вручную подают навстречу движению вращающегося диска. Обычно для распиливания цветных камней используют алмазные диски типа АОК диаметром 100
мм
(АОК 100×0,3×5×20) с зернистостью алмазов 160/125
мкм
и массой алмазов около 0,5
кар
.

Рис. 13. Распиливание алмаза

Обдирка

выполняется для придания обрабатываемому камню предварительной формы. Обдирку производят вручную алмазным резцом, закрепленным в державке. Алмазу придают круглую или другую форму, острые ребра и грани сглаживают. Обычно размер камня, которым производят обдирку, соответствует размеру обдираемого камня. Камни также обдирают на специальных станках при помощи круга, армированного алмазами. Камень вращается с частотой 100 — 700
мин
-1, а алмазный диск — с частотой 3000
мин
-1. Диаметр диска 250
мм
, зернистость алмазов 125/100
мкм
, масса алмазов 300
кар
. Обрабатываемый камень приклеивают специальной мастикой к торцу оправки, которую вставляют в соответствующее устройство на станке. Обрабатывают камень в струе воды. Для получения заготовок сложной формы (овальной, грушевидной, «маркиз») камень обрабатывают специальным копиром.

Процесс огранки камня включает в себя две стадии: шлифовку, задачей которой является съем основной массы минерала, нанесение на поверхность обрабатываемого камня граней определенной формы, и полировку.

Операции шлифовки

и
полировки
ювелирных камней — самые ответственные и наиболее трудоемкие. Шлифуют камни на специальных станках, оснащенных вращающимся ограночным диском. При шлифовке алмазов применяют чугунные диски, шаржированные алмазным микропорошком зернистостью 5 — 7
мкм
. Частота вращения дисков — до 4000
мин
-1. Алмаз закрепляют в приспособление «Кристалл», которое дает возможность поворачивать камень на требуемый угол. Вначале шлифуют и полируют верхнюю площадку, затем положение камня меняют и обрабатывают нижнюю часть камня; причем сначала шлифуют четыре основные грани под углом 40 — 42° к плоскости рундиста, а потом четыре угловые грани и клинья на гранях низа. После обработки нижней части камня шлифуют и полируют верхнюю часть бриллианта. При массовом изготовлении бриллиантов используют пооперационный метод огранки, т. е. каждый рабочий специализируется на огранке определенных граней.

Огранку, шлифовку и полировку цветных камней производят на станках типа 0126-А, обеспечивающих частоту вращения до 2500 мин

-1. Обрабатывают камни на алмазном круге типа А1-ПВ диаметром 140
мм
. Камень приклепляют мастикой к державке, которую закрепляют в квадранте с угловым конусом и шайбой с делениями. Сначала шлифуют площадку, затем грани низа камня и верхнюю часть. Для шлифования используют алмазные круги с зернистостью алмазов 60/40
мкм
, которые постоянно омывают водой, а для полировки — круги, армированные алмазами зернистостью 7/5
мкм
и охлаждаемые веретенным маслом. Некоторые камни полируют на оловянных или свинцовых дисках, применяя оксид хрома, трепел и другие «мягкие» абразивы.

Камни непрозрачные или со значительными дефектами гранят в форме кабошонов. Это можно делать вручную, постепенно изменяя угол наклона державки. Высота правильного кабошона должна быть равна радиусу камня. Если высота больше, то кабошон относится к типу высоких, а если меньше — к типу плоских. Для усиления прозрачности камней иногда делают вогнутую площадку. Встречаются выпуклые кабошоны, а также камни со смешанной огранкой. В последние годы обработка камней выполняется на автоматических станках. После изготовления камень отделяют от державки, промывают в ультразвуковой ванне и сушат. Бриллианты кипятят в серной кислоте с добавкой азотнокислого калия в соотношении 10:1 при температуре 150 — 160°С. Затем их промывают в дистиллированной кипящей воде, обмывают спиртом и просушивают. Далее производят оценку камней по массе, форме, цвету, группам порочности в соответствии с техническими условиями и упаковывают в бумажные пакеты, на которых пишут название камня, их количество, общую массу, цену за 1 кар

.

Бриллианты

по форме делятся на круглые (17, 33 или 57 граней), «маркизы» (55 граней), грушевидные (56 граней), «изумруды» (57 граней), «багет трапециевидные» и «багет прямоугольные» (25 граней), овальные (57 граней), угловатые (57 граней), квадратные (25 граней), треугольные (19, 31 и 37 граней), шестиугольные (37 граней), восьмиугольные (49 граней). По массе бриллианты подразделяются на три группы: малые (до 0,29
кар
включительно), средние (от 0,3 до 0,99
кар
) и крупные (более 1
кар
).

Техническими условиями предусмотрена классификация бриллиантов по группам дефектности. Мелкие бриллианты с 17 или 33 гранями подразделяются на пять групп дефектности, с 57 гранями — на восемь, а средние и круглые — на одиннадцать.

Цвет бриллиантов определяют согласно ГОСТ 9363 — 60. Для арбитражного определения цвета установлены эталонные образцы бриллиантов. В зависимости от цвета и интенсивности окраски бриллианты разделяются на группы: мелкие с 17 и 33 гранями — на четыре, мелкие с 57 гранями — на семь, средние и крупные — на девять. Бриллианты с уникальным цветом (голубым, розовым, изумрудно-зеленым и др.) относятся к I группе цвета. Бриллианты последних групп дефектности независимо от их цвета относят к последним группам цвета.

Изумруды

делятся на две категории: граненые изумруды, кабошоны. По цвету обработанные изумруды разделяются на пять групп: темно-зеленые, нормально-зеленые, средне-зеленые, светло-зеленые, с зеленоватым оттенком (светлые). По качеству граненые изумруды делятся на три, а кабошоны на две группы.

При огранке изумрудам придают преимущественно форму «изумруд», но допустимы и другие формы (рис. 7). Изумруды массой до 0,1 кар

гранятся только квадратной формы (каре).

Рис. 7. Формы огранки изумруда: а — каре; б — прямоугольная: в — изумрудная

Сапфиры

по цвету подразделяются на две группы: нормально-синие и светло-синие. Форма огранки их может быть различная, обрабатывают их и в виде кабошонов. По степени дефектности сапфиры разделяются на две группы.

Рубины

по цвету разделяются на две группы: ярко-красные и нормально-красные. По дефектности они также делятся на две группы. Согласно требованиям ОСТа к ограненным полудрагоценным камням в СССР поверхность граней ограненного камня должна быть зеркально блестящей: недопустимы непрополированные участки, раковины, штрихи, царапины, видимые невооруженным глазом, сколы на гранях, ребрах и по рундисту, ребра должны быть ровные и четко ограничивать грань. Ребра смежных граней должны сходиться в одну точку, а площадка должна быть перпендикулярной к оси, проходящей через вершину вставки.

Поделочные цветные камни, из которых делают вставки, в соответствии с ОСТом делятся на четыре группы: I группа — доломит, змеевик, лиственит, мраморный оникс, офиокальцит, родусит, хибинит; II группа — беломорит, джеспилит, кахолонг, розовый кварц, кремень декоративный, обсидиан, пегматит графический, роговик, яшма; III группа — агат-переливт, амазонит, лабрадорит иризирующий, родонит, халцедон цветной; IV группа — агат, лазурит поделочный, нефрит, сердолик, жадеит бледно-зеленый, жадеит серый с зелеными прожилками, хризопраз бледно-зеленый1. Наиболее ценны камни IV группы, наименее — I.

1 (К IV группе относится чароит

)

Вставки из редких дорогостоящих цветных камней выделяются отдельно по видам: аметистовые щетки; бирюза яркая голубая и зеленовато-голубая; бирюза бледная голубая и зеленовато-голубая; жадеит зеленый и ярко-зеленый; лазурит ювелирный; хризопраз зеленый и ярко-зеленый.

Размерность вставок из поделочных цветных камней определяется суммарной величиной, полученной от сложения двух взаимно перпендикулярных линейных осевых размеров плоскости основания вставки. На лицевой поверхности вставок не допускаются сколы и раковины, трещины, угрожающие целостности камня, блеклая невыразительная окраска. Лицевая поверхность камня должна быть зеркально блестящей, равномерно прополированной, без видимых невооруженным глазом царапин и следов обработки.

Инструмент для обработки в домашних условиях

Обработка природного ювелирного или поделочного камня в домашних условиях может включать резку, полировку, гравировку и шлифовку самоцветов. Все действия следует проводить только с непрерывной подачей воды, которая удаляет каменную пыль и охлаждает поверхность камня и инструмента.

В зависимости от вида воздействия потребуются следующие инструменты:

  • система непрерывной подачи воды — можно использовать губку или капельницу;
  • станок для резки или болгарка с алмазными пилами — для распиловки твердых образцов;
  • ножовка по металлу подойдет для мягких камней, например, для гагата или янтаря;
  • тиски или струбцина — для крепления образца;
  • шлифовальный станок;
  • бормашина поможет в проделывании отверстий в камне, шлифовке и полировке, если подобрать подходящие насадки;
  • гравировальный набор можно использовать как для нанесения рисунка, так и для полировки;
  • наждачная бумага с различной зернистостью;
  • шлифовальные и полировочные диски различной текстуры;
  • шлифовальные порошки и алмазные пасты, например, паста гои;
  • квадрант — устройство для измерения и установки углов наклона, без которого невозможно нанести геометрически правильные грани;
  • кич — стержень, на который крепится кристалл на время полировки или огранки.

Самостоятельная распиловка и накол

Обработка драгоценных и полудрагоценных камней — это компромисс между двумя стремлениями. С одной стороны, необходимо сохранить максимальный размер и вес готового изделия, с другой — придать идеальную форму или огранку, учитывая структуру и качество материала. Исходя из этих условий, специалисты, которые занимаются камнеобработкой, определяют необходимый размер и форму заготовок.

Чтобы расколоть кусок породы, можно использовать специальные приспособления, например, струбцину с двумя зубцами, изготовленными из закаленного металла. Для раскола больших кусков можно просверлить дырочки или сделать насечку по границе скола и последовательно пробивать линию среза, используя клинья и молоток.

Чтобы самостоятельно разрезать породу, можно купить готовый станок или собрать собственный, например, на основе электросверлильного прибора, оборудовав его системой непрерывной подачи воды. В качестве таковой можно использовать смоченную губку или поролон, если удерживать ее левой рукой в момент распила. Однако для соблюдения техники безопасности лучше использовать обе руки во время проведения работ, поэтому под рабочий стол с самодельным станком можно поставить поддон с водой, которая будет охлаждать режущий диск пилы.

Если в образце, который необходимо разрезать, есть трещины, их нужно проклеить эпоксидным клеем для большей прочности. Такая технология позволяет избежать нежелательных расколов материала в процессе распиловки. Перед тем как залить в трещины клей, камень надо прогреть на электроплите, чтобы испарилась влага. Когда минерал остынет до 60 ℃, можно нанести клей, стараясь, чтобы он проник глубже внутрь разлома. Когда клей высохнет, переходят к резке.

После того как сырье распиливают на кусочки, их отправляют на обдирку, в ходе которой заготовки приобретают приблизительные размеры и формы. Для этого используются крупнозернистые шлифовальные круги.

Как отполировать до блеска

Если облагораживание драгоценных камней предполагает изменение их свойств, то полировка использует качества, присущие самому минералу, и подчеркивает его природные достоинства.

Главный секрет успешной полировки в домашних условиях — постепенная смена абразивов: от более крупных к более мелким. В завершении процесса лучше использовать мягкие полировочные пасты в зависимости от типа минерала.

Подготовка к полировке

Полировка — финальный этап обработки натурального камня. После этого самоцветы можно использовать как вставки в украшениях и иных ювелирных изделиях.

Перед тем как перейти к полировке камня своими руками, он должен быть отшлифован. То есть его поверхность надо предварительно выровнять. Сделать это можно как вручную, используя наждачную бумагу, обернутую вокруг твердой основы и смоченную водой, так и с помощью специального инструмента.

Для шлифования, помимо станка, можно использовать болгарку или бормашину, на которые потребуется установить специальные насадки. Отшлифованная поверхность камня будет ровной и гладкой, но еще без зеркального сияния.

Чтобы отполировать минерал до блеска потребуются притиры из войлока, кожи или ткани, а также полировальные пасты или увлажненные тонкозернистые порошки — окиси хрома, диамантина, алмаза или трепела. Материалы следует подбирать в зависимости от особенностей обрабатываемого сырья.

Популярным средством для полировки камней является войлок в сочетании с алмазным порошком, но он не подходит для минералов с неоднородной структурой — волокнистой или зернистой. Поскольку они склонны к недополировке: на их поверхности часто образуются лунки или выступы. Для полировки таких минералов лучше использовать дерево или кожу.

Как происходит процесс

Завершающая обработка поверхности ювелирного камня проходит в несколько этапов:

  1. Чтобы подготовить полировочную поверхность к работе, необходимо смочить ее водой с небольшим содержанием моющего средства.
  2. Нужно дать полировальщику поработать вхолостую, чтобы влага равномерно распределилась и ушли излишки.
  3. Нанести на планшайбу алмазный порошок.
  4. Двигаясь от центра к краю, начинают полировку изделия, прижимая его с усилием к поверхности планшайбы.
  5. По мере высыхания поверхности трение будет усиливаться, тогда потребуется больше усилий, чтобы удержать кристалл.
  6. Чтобы не допускать перегрева рабочей поверхности, на нее периодически должна подаваться вода. Чтобы правильно отрегулировать ее подачу, следует учитывать, что чем тверже камень, тем большего давления и более сухой поверхности планшайбы требует его полировка.
  7. В завершении необходимо отполировать поверхность мягким материалом, например, войлоком.

В процессе работы следует учесть, что если шлифовальный станок имеет возможность изменять скорость вращения, то чтобы избежать недополировки образцов, надо выбирать показатели в пределах 500–2000 оборотов в минуту.

Обработка камней в домашних условиях — интересное хобби, которое может приносить доход. Работа с драгоценными минералами требует определенных навыков и знаний. Однако, кроме самоцветов, обрабатывают и более простые камни, например, булыжники или гальку: на их поверхность можно нанести гравировку, а также использовать красивые образцы в оформлении интерьера или сада.

Как и чем правильно чистить камни?

В этой статье:

  • Чистим камни от грязи
  • Чистим самоцветы от негативной энергии

Чистка камней от налета и грязи, а также негативной энергии — важный этап по уходу за украшениями. Дело в том, что камни, как и любые существа на земле любят, чтобы за ними ухаживали. Чистить любимые изделия нужно 1–2 раза в месяц — этого будет вполне достаточно для того, чтобы привести минерал в норму и вернуть ему не только блеск, но и силу.

Чистим камни от грязи

Не секрет, что на поверхности изделий накапливается налет и грязь. Пыль, контакт с телом человека и прочие негативные факторы влияют на состояние украшений. В результате активной носки минералы темнеют, и чтобы устранить этот дефект стоит просто почистить украшение. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Полировка.
  2. Чистка спичками.
  3. Мытье водой.
  4. Ванны с солью.

Полировка — самый простой и эффективный способ устранить с поверхности кристалла загрязнения. Естественно, что пятна и помутнения полировка не уберет, зато она поможет устранить с поверхности минерала пыль и грязь, которая скопилась на нем за целый день. Полировать украшение просто, для этого подойдет замша или сукно. Камень тщательно натирают тканью, в результате чего он начинает блестеть.

Спички помогают убрать с поверхности минералов загрязнения. Подобная процедура требует внимания и усердия. Для этого просто поджигают спички, потом тушат их и натирают камни. Говорят, что такой метод помогает устранить с поверхности кристаллов даже застарелые загрязнения.

Подчас для того чтобы убрать с поверхности камней налет и грязь, стоит просто их помыть. Процедуру проводят с использованием мыльного раствора и зубной щетки с мягкой щетиной. Минерал несколько минут держат под потоком воды и тщательно натирают щеткой, затем полируют с помощью замши, бархата или фланели. Но стоит учитывать, что некоторые камушки мыть нельзя, они боятся воды и могут просто раствориться в процессе чистки.

Соль поможет устранить с поверхности драгоценностей грязь. Для этого достаточно просто погрузить украшения с камнями в раствор соли. Раствор должен быть прохладным или теплым, но не горячим, поскольку минералы боятся высоких температур. Вся процедура длится несколько минут, не стоит погружать кристаллы в раствор больше чем на полчаса. После окончания обработки необходимо протереть драгоценности сухой мягкой тканью.

Решив почистить камни, стоит иметь в виду, что существует ряд правил, которые нельзя нарушать. Дело в том, что кристаллы боятся:

  • высоких температур;
  • агрессивных реагентов;
  • замачивания.

Различного рода камни боятся высоких температур. По этой причине не рекомендуют нагревать украшения, кипятить их или погружать в горячую воду. Это приведет к тому, что минерал потемнеет, на его поверхности появится пятна, избавиться от которых будет сложно.

Не стоит чистить самоцветы с помощью реагентов — кислоты и щелочи навредят самоцветам. Они утратят свой блеск и цвет, а некоторые вещества способны разложить камень на молекулы. По этой причине, если кристалл нуждается в чистке, не стоит экспериментировать, лучше отдать предпочтение специализированным пастам. Можно отдать украшения ювелиру, он уберет с их поверхности грязь и налет.

Изделия, инкрустированные камнями, нельзя замачивать, долгое прибывание драгоценностей в воде не пойдет им на пользу. Минералы могут выпасть или вовсе утратить свой цвет. Именно поэтому не стоит держать изделия в воде или растворе дольше 20–30 минут.

Еще специалисты советуют хранить украшения с кристаллами, которые не отличаются твердостью, отдельно, поскольку другие драгоценности могут навредить камням, поцарапать их поверхность. Исправить такой дефект можно, но для этого ювелиру придется подвергнуть самоцвет шлифовке, снять с его поверхности стружку.

Чистим самоцветы от негативной энергии

Энергетическая зарядка камней также считается чисткой, только вот с минералов убирают не грязь и налет, а негативную энергию. Самоцветы, как губка накапливают в себе плохие эмоции, по этой причине стоит подвергать кристаллы обработке после каждого скандала или крупной ссоры. Чтобы камень не перестал работать и приносил владельцу удачу, необходимо регулярно подвергать его обработке. При этом процедуру стоит проводить для всех самоцветов, даже тех, которые только что были куплены в магазине.

Итак, как избавить кристалл от негативной энергии:

  1. Можно зарядить его солнечным светом.
  2. Почистить с помощью соли.
  3. Обработать огнем.
  4. Зарядить энергией трав.
  5. Очистить минерал лунным светом.

Лучи солнца помогают избавить кристалл от негативной энергетики, для этого стоит на несколько часов оставить самоцвет под лучами солнца. Чтобы провести процедуру стоит выбрать подходящее место — положить камень на подоконник так, чтобы лучи солнца светили прямо на него. Процедура длится от нескольких часов до нескольких дней, она поможет зарядить кристалл позитивной энергетикой и очистит его от негатива. Но стоит иметь в виду, что свет солнца может испортить камень, изменить его цвет раз и навсегда.

Чистка солью проводиться в несколько этапов, она бывает двух видов. Чтобы зарядить минерал позитивной энергетикой достаточно погрузить его в морскую соль. Кристаллы соли впитают негативные эмоции и избавят украшение не только от негативной энергии, но и от грязи и налета. Камень чистят на протяжении 2–3 часов, все это время он должен находиться в стеклянной или керамической посуде с солью.

Существует еще один способ, который поможет восстановить энергию камня, для этого подбирают посуду из стекла или керамики, в нее наливают теплую, чистую воду. Потом в воду добавляют морскую соль. Когда вода остынет, а соль полностью растворится, в раствор погружают драгоценности, процедура длится около 30 минут. После изделия вынимают из раствора и протирают сухой, чистой тканью.

Следующий тип очистки минералов от негативной энергетики сложный, но эффективный — камни обрабатывают огнем. Для этого стоит зажечь свечу и выучить молитву. Самоцвет держат над огнем и двигают его по часовой стрелке или против, при этом необходимо читать молитву. Огонь заберет негатив и сделает кристалл совершенно чистым. Его стоит положить на стол, а потом убрать в темное место, где украшение будет находиться несколько дней.

Зарядить самоцветы энергией трав несложно, для этого нужно измельчить лечебные травы и поместить их в посуду из стекла. После в смесь из трав необходимо положить драгоценности. Они должны находиться в травах несколько часов.

Еще травами окуривают — их поджигают в чаше, а потом струйкой дыма обрабатывать камни. Не стоит разжигать целый костер, который будет пускать клубы дыма, достаточно несколько струящихся ленточек дыма, чтобы зарядить камень. Если смущает запах, то в миску необходимо добавить лаванду, она имеет приятный аромат.

Свет луны имеет прямое отношение к энергетике камней. Его используют маги и колдуны для того, чтобы сделать из того или иного самоцвета мощный амулет. Стоит заряжать кристаллы в определенное время, идеально для этого подходит начало марта.

Когда луна входит в фазу Овна, минерал укладывают в специальную посуду и выбирают место. Свет луны должен попадать прямо на камень, только в таком случае он впитает в себя энергию этой планеты. Если есть возможность, лучше оставить самоцветы на свежем воздухе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]