Маркировка драгоценных камней, драгметаллов и ювелирной продукции: регистрация и работа в ГИИС ДМДК

Что такое маркировка ювелирных изделий

Маркировка предполагает нанесение на товары из золота, палладия и платины двумерных кодов DataMatrix, которые считываются сканером и содержат в себе полную информацию о продукте и о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу.

Внедрение маркировки призвано защитить покупателей от фальсификации и мошенничества. Государство стремится избавиться от теневого рынка и недобросовестного предпринимательства — как в области реализации синтетических подделок и контрабандного оборота, так и в плане завышения стоимости продаваемых украшений. Также маркировка позволяет получить полный доступ к информации и тем самым упрощает работу надзорных органов.

Сроки маркировки

Обязательная маркировка в ювелирной отрасли должна была стартовать в начале 2021 года, но участники рынка оказались не готовы к новым требованиям, и сроки пришлось перенести.

Новые сроки определены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2021 года № 270.

1 марта 2022 годаС этого дня выпущенная или ввезённая в РФ продукция (материалы и украшения) должна иметь ярлыки с кодами Data Matrix, а участники товарооборота — регистрировать в ДМДК сведения:
  • о вводе в оборот;
  • о передаче прав собственности от изготовителя (импортёра) оптовику или розничному продавцу;
  • о перемещении между складами и торговыми точками;
  • о продаже покупателю на кассе.
  • Штрихкоды для слитков драгметаллов можно наносить на паспорта и сертификаты.

1 марта 2023 годаНа каждой товарной единице должен быть код маркировки. Без нанометки нельзя выпускать и ввозить «ювелирку» из-за границы, но пока можно хранить остатки на складе.
1 марта 2024 годаДо этой даты необходимо нанести физические нанометки на все остатки. С 1 марта 2024 года магазины не смогут продавать драгоценности без кода маркировки.

Какие изделия подлежат маркировке

Перечень драгоценных металлов, камней и изготовленных из них изделий, подлежащих обязательной маркировке, определен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2018 № 321. В этот перечень входят:

  • алмазы (обработанные и необработанные);
  • рубины, сапфиры и изумруды;
  • необработанное серебро и золото;
  • золото монетарное;
  • необработанная или порошковая платина и палладий;
  • ювелирные изделия и их части, изготовленные из серебра, золота и других драгоценных металлов.

Порядок маркировки

В отличие от других товаров, маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.

ГИИС ДМДК — Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Как будет в целом выглядеть процесс маркировки ювелирных изеделий:

1

Производитель или импортёр заказывает у Гознака код для каждого изделия, наносит полученный код в виде этикетки на бирку и метки на самом изделии.

2

При передаче готового изделия дистрибьютору код считывают, и вся информация о перемещении товара передается в ГИИС ДМДК.

3

При розничной продаже кассир также сканирует код маркировки, информация об этом автоматически отправляется в ГИИС ДМДК, а ювелирное изделие исключается из оборота.

Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также изделия из них:

  • алмазы (в том числе необработанные);
  • рубины;
  • бриллианты;
  • сапфиры;
  • изумруды;
  • платиновый и палладиевый порошок;
  • золотые монеты;
  • золотые и платиновые ювелирные изделия.

Маркировка серебра и серебряных изделий пока не вводится. Требование об обязательной маркировке не распространяется также на изделия весом до 3 грамм.

Особенности маркировки и клеймения ювелирных изделий

Цель маркировки — не только идентификация ювелирных изделий с камнями или без, но и клеймение составляющих частей. Нанометки должны присутствовать на самом украшении и на всех драгоценных камнях, вставленных в него. Основная проблема при этом заключается в технологических решениях.

При клеймении камней не должен «страдать» их товарный вид и характеристики. То есть процесс нанесения нанометки должен исключать влияние повышенных температур и высокого давления. К тому же нанесенные средства идентификации должны быть совместимы с современными производственными процессами и логистическими решениями. Разработанная на данный момент нанометка для обработанных алмазов видна только при 500-кратном увеличении и предназначена в первую очередь для профессионалов, а не для конечных потребителей.

При нанесении клейма на готовое изделие пока существуют некоторые технические ограничения. Если метку ставить одновременно с пробирным оттиском, то в процессе последующей обработки она может стереться, так как украшению после этого предстоит пройти галтовку и полировку. Наиболее удобный вариант — перенести нанесение пробы и клейма на конечный цикл производства.

Именно технические сложности процесса не позволили запустить программу обязательной маркировки ювелирных изделий в России в январе 2021 года, как планировалось ранее.

Хотите получить решение «под ключ» по внедрению маркировки?

На 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Подробнее

Что такое ГИИС ДМДК

ГИИС ДМДК — это единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, органов государственного контроля и надзора, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

С помощью ГИИС ДМДК обеспечивается взаимодействие участников оборота ювелирных изделий между собой и с контролирующими органами. Сведения о партиях товара в системе содержат подробную опись и идентификаторы. В случае необходимости контрагенты могут обратиться к системе и получить акт сверки.

По данным системы можно формировать статистические и справочные отчёты.

Для участия в маркировке ювелирных изделий необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и получить доступ к личному кабинету. Для регистрации необходимо выполнить ряд требований системы, в том числе установить электронную подпись.

«Астрал-ЭТ» — надёжная электронная подпись для любых целей, в том числе для работы с государственными информационными системами.

Кто будет предоставлять сведения в новую систему?

Это федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации, Гохран России, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них и состоящие на специальном учете, а именно:

  • ювелирные производства
  • торговые дома, работающие с драгметаллами и драгоценными вставками
  • розничные ювелирные магазины
  • ломбарды, скупки и комиссионные ювелирные магазины
  • интернет-магазины.

Все организации, которые заносят данные в эту систему, обязаны будут присвоить ювелирным изделиям специальные коды учета, которые можно получить, предварительно отправив запрос в ГИИС ДМДК или в ходе экспорта партий в новую систему. Они и будут использованы в маркировке этих товаров. А перед началом работы в ГИИС ДМДК, необходимо зарегистрировать в системе начальные остатки.

Что потребуется организациям для маркировки бижутерии?

  • Регистрация в системе и договор с оператором ГИИС ДМДК.
  • Усиленная электронная цифровая подпись.
  • 2D-сканер, который будет считывать коды промаркированных изделий.
  • Программное обеспечение для всего цикла работы с маркированными товарами.

В продаже можно будет встретить немаркированные изделия еще до 1 июля 2021 года, а вот после этой даты продажа как новых, так и б/у украшений без меток повлечет за собой ответственность.

Петр Слизкий, заместитель председателя Саморегулируемой организации «Ассоциация развития ломбардов», рассказал: «За продажу товаров без маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ, ст. 171.1 УК РФ). Административная ответственность предполагает штраф до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. Уголовная ответственность – вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового».

Коснется ли маркировка работы ломбардов?

Нововведения затронут ломбарды с августа 2021 года: туда можно будет сдать как маркированные, так и немаркированные украшения, однако при перепродаже метки надо будет наносить в обязательном порядке.

Петр Слизкий пояснил, как будет работать новая схема на примере ломбардов: «В залог будут приниматься как украшения с маркировкой, так и без нее. Если клиент погасит заем, заложенное изделие ему возвратят без маркировки. Если же заем не будет погашен в срок, то по окончании льготного месяца ломбард перед реализацией (продажей) ювелирного изделия обязан будет его промаркировать в пробирной палате и занести сведения о нем в информационную систему».

Как будут маркироваться изделия, поступившие из заграницы?

Импортируемую ювелирную продукцию необходимо будет заносить в систему до проведения государственного контроля.

Что нужно для маркировки ювелирных изделий

Для участия в системе маркировки необходимо:

Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Это можно сделать в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомцифры РФ. Получить в ФНС справку об отсутствии задолженностей. Зарегистрироваться в системе ГИИС ДМДК. Подготовить оборудование для работы с маркировкой: кассу с ПО и фискальным накопителем, которые работают с маркировкой, 2D-сканеры для считывания кодов маркировки, принтеры этикеток для печати кодов маркировки на бирки. Нанометки на ювелирные изделия наносит Федеральная пробирная палата: для этого ничего покупать и настраивать не нужно. Стать членом ассоциации автоматической идентификации ГС1 РУС. Подписать с Гознаком договор на предоставление кодов маркировки в виде кода DataMatrix.

Для работы с КЭП потребуется дополнительное программное обеспечение:

  • криптопровайдер КриптоПро CSP — обеспечивает шифрование и безопасную передачу заверенных данных;
  • веб-браузер Спутник, Яндекс.Браузер или Chromium-gost;
  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in — программа для использования подписи на веб-страницах.

Также участникам оборота ювелирных изделий потребуется оборудование для нанесения меток и автоматизации учёта:

  • Онлайн-касса — для автоматизации расчётов с покупателями. Касса передаёт в ГИИС информацию о продаже, после чего код выбывает из оборота.
  • Сканер 2D-кодов — для считывания штрихкодов на транспортных упаковках, ярлыках, сертификатах, паспортах и других носителях во время приёмки, отгрузки, инвентаризации на складах и в торговых залах.
  • Принтер этикеток с кодами Data Matrix — для печати этикеток на готовую продукцию, материалы и складские остатки.
  • Терминал сбора данных (ТСД) — для любых операций на складах, где требуется учёт по штрихкодам. Терминал считывает информацию в коде, сохраняет её в своей памяти, а также отправляет в товароучётную систему.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ювелирных изделий

Категория: Разные непродовольственные товары

Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов маркируют не только клеймом и именником, но и этикеткой, которую подвешивают к изделию на нитке и пломбируют. На этикетке указывают наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, наименование, артикул и шифр изделия, номер ОСТа или ТУ, наименование драгоценного металла, пробу сплава драгоценного металла, массу изделия, цену за грамм (для весовых изделий), наименование, количество и массу вставки с точностью до 0,01 г, цену изделия. На оборотной стороне этикетки проставляется штамп ОТК, а для колец и браслетов — их размеры в миллиметрах. Изделия, конструкция которых не позволяет произвести крепление несъемной этикетки, маркируются этикеткой без опломбирования, которая вкладывается в индивидуальные футляры вместе с изделием.

Транспортная, групповая и индивидуальная упаковка ювелирных изделий должна обеспечивать сохранность качественных показателей изделий и их количества при транспортировании и хранении. Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов перевозят спецсвязью в деревянных ящиках, обшитых целым куском ткани. В ящики вкладывают упаковочный лист с указанием наименования предприятия-изготовителя, наименования, артикула и шифра изделия, номера стандарта, наименования драгоценного металла, пробы, количества групповых упаковок в штуках, количества изделий в каждой упаковке в штуках, количества изделий в штуках, массы нетто изделий, даты и номера упаковки, номера упаковщика. Концы шпагата после прошивки и швы опечатываются сургучной печатью отправителя.

Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов должны храниться в несгораемых металлических шкафах, опечатанных личной печатью материально ответственных лиц. Шкафы должны размещаться в специальных помещениях.

Упаковка ювелирных изделий

По ОСТу 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов» ювелирные изделия должны упаковываться в индивидуальную, групповую и транспортную тару.

Индивидуальная тара может быть выполнена в виде: бумажных пакетов, чехлов (пакетов) из полиэтиленовой пленки, коробок из различных материалов или футляров. Возможность применения футляров в качестве индивидуальной тары, а также размер и особенности их конструкции согласовываются с заказчиком.

Требования к групповой таре определяются договором на поставку. Чаще всего используется групповая тара в виде картонных коробок. Изделия из драгоценных металлов (кроме изделий с драгоценными вставками) вкладываются в групповую тару в следующих количествах:

1. Кольца обручальные гладкие — по 10 или 20 штук.

2. Кольца со вставками — по 5 или 10 штук.

3. Серьги — по 5 или 10 пар.

4. Подвески — по 5 или 10 штук.

5. Цепочки — по 5 или 10 штук.

6. Столовые приборы — по 6 или 12 штук.

В групповую тару должны вкладываться изделия одного артикула.

Допускается:

1. Поштучно заворачивать изделия в бумагу и вкладывать в групповую тару (т.е. без использования индивидуальной тары).

2. Вкладывать украшения, закрепленные на листе картона.

Предметы сервировки стола и украшения интерьера, завернутые в бумагу и вложенные в футляры или коробки, разрешается упаковывать в транспортную тару без использования групповой тары.

В групповую тару с весовыми изделиями должен вкладываться упаковочный лист. В групповую тару с невесовыми изделиями, а также с изделиями, имеющими вставки из драгоценных камней, упаковочный лист не вкладывается. Групповая тара с изделиями должна быть опломбирована предприятием-изготовителем. Пломба должна иметь четкий оттиск.

Изделия, вложенные в групповую тару, футляры или коробки, вкладываются в транспортную тару. Упаковка изделий в транспортную тару должна производиться в соответствии с требованиями спецсвязи. При упаковывании изделий, снабженных сертификатами, сертификаты должны вкладываться в транспортную тару. Масса транспортной тары с упакованными в нее изделиями не должна превышать 10 кг, если не имеется специального пункта в договоре на поставку.

Маркировка ювелирных изделий

Каждое ювелирное изделие должно иметь клеймо пробирного надзора, состоящее из основного клейма и именника. Кроме того, изделия из драгоценных металлов должны иметь этикетку с указанием следующих реквизитов:

— на лицевой стороне наименование и товарный знак предприятия-изготовителя, наименование изделия, шифр изделия, наименование и проба драгоценного металла, масса изделия в граммах, розничная цена изделия;

— на оборотной стороне размер (в соответствии с видом изделия), наименование материала, вставки, обозначение НД, штамп ОТК.

Для изделий со вставками из драгоценных камней, кроме того, указывают, месяц и год изготовления, номер партии, НД для вставки. Вставки из натуральных природных бриллиантов содержат дополнительную маркировку в соответствии с системой «4С»: форма и вид огранки, масса в каратах, группа цветности, группа чистоты, группа качества огранки и обработки.

Этикетки к ювелирным изделиям крепятся белыми нитками и пломбируются. Если этикетку невозможно прикрепить к изделию, ее вкладывают в индивидуальную тару или прикрепляют специальным клеем.

Групповая тара для изделий из драгоценных металлов (кроме гарнитуров и наборов) также должна иметь ярлык со следующими реквизитами: название предприятия-изготовителя, наименование и шифр изделия, наименование и проба драгоценного металла, масса изделий в граммах, розничная цена в рублях, количество изделий каждого размера (для колец, браслетов и цепочек), наименование материала вставок, количество изделий со вставками каждого цвета, дата упаковки, номер упаковки, штамп упаковщика, масса брутто в граммах, обозначение стандарта.

На транспортной таре указывается: наименование организации, шторой предприятие-изготовитель подчинено, реквизиты предприятия-изготовителя, реквизиты получателя, масса брутто в килограммах (граммах), номер упаковки. На боковые стенки транспортной тары наносят предупреждающие надписи: «Осторожно, хрупкое», «Боится сырости» или изображение специальных предупреждающих знаков. Маркировка транспортной тары должна быть контрастной по отношению к цвету тары и разборчивой.

Транспортирование ювелирных изделий

Ювелирные изделия разрешено перевозить всеми видами транспорта, с соблюдением правил перевозки, обеспечивающих их сохранность.

Изделия из золота, платины и палладия транспортируют почтовыми посылками через спецсвязь. Серебряные изделия транспортируют почтовыми посылками через почтовые отделения связи.

Основные правила хранения ювелирных изделий

Ювелирные изделия, выставленные на предприятиях розничной торговли, в шкафах и на витринах, помещают в специальные бархатные низки (лотки) или футляры. Шкафы и витрины должны обеспечивать защиту изделий от пыли и влаги. Выставленные ювелирные изделия периодически протираются.

Запас ювелирных товаров должен храниться в несгораемых шкафах, находящихся в сухом отапливаемом помещении, без резких колебаний температуры в систематизированном порядке, т. е. по видам, артикулам и т. д. Выставленные для продажи ювелирные изделия возвращают в несгораемые шкафы после окончания рабочего дня. Место хранения ценностей пломбируется.

Ювелирные изделия подвергают осмотру и инвентаризации каждые 10-15 дней. Золотые и платиновые изделия взвешиваются с точностью до 0,01 г, серебряные — до 0,1 г.

Правила обращения и ухода за ювелирными товарами

Уход за ювелирными изделиями всегда был и остается актуальной проблемой для тех, кто имеет такие изделия и хочет, чтобы они служили им как можно дольше. Многие понимают эту проблему упрощенно, считая, что она включает только один вопрос: как удалить накопившуюся грязь, т. е. как почистить изделие и придать ему обновленный вид. На самом деле проблема ухода за ювелирными изделиями комплексная и включает несколько составляющих: правильное ношение украшений, их правильное хранение и уход.

Прежде всего, необходимо решить, какое именно украшение будет приобретаться: будет ли оно использоваться ежедневно или только по торжественным случаям; одеваться отдельно или с уже имеющимися украшениями. Многое зависит и от того, с какими материалами и средами изделие будет контактировать. Есть так называемые безопасные области ношения и области повышенной опасности. Например, серьги носятся в безопасной области, а кольцо — в области повышенной опасности, так как руки могут контактировать с такими веществами, как мыло, ПАВ и т. п. Следовательно, серьги надежны при эксплуатации с относительно мягким камнем, например, с опалом или жемчугом. Если вставка в кольцо из опала или жемчуга, то носить такое кольцо ежедневно не рекомендуется, вследствие невысокой износостойкой вставки и повышенной опасности повредить ее. Очевидно, что вставки из износостойких минералов могут быть использованы в любых ювелирных украшениях. (Напомним, что к износостойким минералам относятся те, у которых твердость по шкале Мооса равна или превышает 7.)

Кроме того, необходимо знать, на что более всего реагируют те или иные камни, и каковы последствия такого реагирования. Например, бриллианты активно сорбируют грязь, особенно жиры. Чешуйки эпидермиса, кожное сало, косметические препараты и обычная пыль быстро оседают на бриллиантах, снижая их яркость и игру света. Поэтому украшения с бриллиантами нужно регулярно чистить. В меньшей степени это свойство загрязняемости присуще и другим минералам. Такие минералы, как топаз или турмалин при нагревании или трении сильно электризуются и начинают активно сорбировать бытовую пыль. Практически все камни со временем становятся грязными, но более всего это заметно в случае бесцветных или слабо окрашенных камней.

Некоторые камни изменяют свой цвет при нагревании или при попадании на них прямого солнечного света, имеющего в спектре значительную ультрафиолетовую составляющую. Солнечный свет особенно заметно изменяет цвет красно-коричневых и золотистых топазов, аметистов и жемчуга, которые «выгорают» и теряют свой первоначальный цвет. Другие камни изменяют свой цвет при дневном и вечернем освещении, как «хамелеоны», например, александриты и хризолиты. Все это следует учитывать при выборе ювелирного украшения со вставками.

Наконец, нужно всегда помнить, что минералы, а следовательно, и изготовленные из них вставки, являются сравнительно хрупкими и от резких ударов могут либо расколоться, либо в них могут образоваться трещины. К очень хрупким относятся изумруд, хризолит и некоторые другие. Потому обращаться с ювелирными украшениями рекомендуется очень осторожно и бережно.

Хранить ювелирные украшения необходимо в специально предназначенных для этого плотно закрывающихся коробочках, футлярах или шкатулках, которые предохраняют от пыли и света. Нельзя оставлять украшения около батарей отопления и в ванной комнате — это касается, в первую очередь, серебра, которое от влаги темнеет и покрывается налетом плесени. Серебро всегда нужно хранить в сухом месте и темноте. Сняв изделие, необходимо протереть его замшей или фланелевой тряпочкой. Протирать изделие необходимо всякий раз после того, как оно побывало в руках.

При выполнении домашней (или другой физической) работы рекомендуется снимать все ювелирные украшения, особенно кольца. Они могут легко поцарапаться и потерять блеск.

Второе правило — исключить соприкосновение ювелирных изделий с химикатами и химическими реактивами. Нельзя допускать контакта украшений со ртутью, серой и йодом, которые оставляют плохо выводимые пятна. При применении косметики (мазей, кремов), приготовленных на основе ртути и её солей, на золотых изделиях возникают белые пятна и изделия разрушаются, следовательно, не рекомендуется носить золотые изделия при использовании косметики на основе ртути.

Третье правило касается собственно чистки ювелирных украшений. Необходимо как можно чаще протирать носимые украшения фланелевой или замшевой салфеткой, что поможет надолго отложить серьезную чистку. Цепочку или браслет машинного плетения достаточно подержать несколько минут в теплом мыльном растворе, в разбавленном моющем растворе типа «Фэйри», подслащенной чистой воде или воде с добавлением небольшого количества этилового и нашатырного спирта. Для чистки изделий можно использовать слабый раствор смеси нашатырного и этилового спирта в воде? Особенно хорошо такой раствор очищает золото, однако нельзя опускать в раствор нашатырного спирта серебро с чернением.

В настоящее время промышленность выпускает специальные составы для чистки изделий из золота и отдельно изделий из серебра. Эти составы расфасованы в удобные флаконы небольших объемов, сравнительно дешевые, с длительным сроком сохранности. На этикетках флаконов указаны правила обращения с раствором.

Чистить изделия и вставки нужно аккуратно и осторожно, поскольку пыль и грязь содержат микрочастицы кварца, которые могут поцарапать металлические элементы изделий или более мягкие, чем кварц, вставки. Особенно нежно следует обращаться с ювелирными вставками на клею — чистить их нужно мягкой щеточкой в растворе стирального порошка. Для камней с коэффициентом твердости ниже 5 по шкале Мооса (например, бирюзы, жемчуга, кораллов, лунного камня, малахита, янтаря) употребление порошка нежелательно. Грязь с них хорошо удаляется раствором мыла или при помощи этилового спирта.

Любое изделие, кроме изделий с жемчугом, после чистки лучше всего «высушить» чистым спиртом или вытереть насухо. Иначе оно снова быстро потускнеет. Не рекомендуется воздействие на ювелирное изделие щелочных моющих средств, содержащих хлор и йод. Появившиеся темные пятна йода на золоте можно удалить, для чего необходимо опустить изделие на 15-20 минут в раствор: 1 чайная ложка гипосульфита (гипосульфит всегда есть у фотолюбителей) на стакан воды.

Столовые приборы из серебра (посеребренные) при соприкосновении с пищей, содержащей кислоты, также тускнеют. Потемнение серебряных изделий возможно при хранении их в упаковочном материале (бумага, картон), содержащем сульфидную серу. Поэтому при хранении серебряных изделий необходимо использовать пергаментную бумагу.

Темные пятна с серебряных столовых приборов удаляют посредством чистки мелом или зубным порошком.

Процедура удаления темного налета на таких изделиях:

— промывают теплой мыльной водой;

— приготавливают кашицу (смесь из нашатыря и мела или зубного порошка);

— наносят смесь на мягкую (фланелевую) тряпочку;

— чистят изделие до устранения темных пятен;

— ополаскивают изделие горячей водой;

— протирают мягкой материей.

Можно удалить темный налет путем промывания серебряных изделий в горячей воде с добавлением в нее соды (из расчета 50 г соды на 1 л воды) или в теплой мыльной воде с добавлением нашатырного спирта (из расчета 1 ст. ложка нашатырного спирта на 1 л воды).

Ножи хранят отдельно от ложек и вилок, так как острое лезвие ножа может поцарапать поверхность серебряных изделий.

Если пятна или налет после предложенных способов не удаляются или при сильном загрязнении украшений, особенно с ажурной верхушкой, лучше отдать украшения в ювелирную мастерскую, где специалисты их почистят ультразвуковым способом с применением специальных чистящих и моющих растворов.

Как работает маркировка на разных этапах оборота ювелирных изделий

Для каждого участника рынка есть свой алгоритм действий.

Добывающая компания:

  • формирует сырьевые партии;
  • отправляет запрос на коды и маркирует каждую упаковку;
  • отгружает маркированное сырьё.

В зависимости от проекта, отгрузка может осуществляться на адрес аффинажного предприятия, обработчика в рамках давальческой схемы, либо конечному изготовителю — в этом случае происходит смена собственника.

Производитель:

  • получает сырьё;
  • создаёт полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего изготовления украшений;
  • отправляет их на апробирование в ФПП;
  • производит украшения;
  • снова отправляет в ФПП на проверку;
  • заказывает коды маркировки и наносит на этикетки.

При регистрации полуфабрикатов в учётной системе обязательно указывают информацию о партии сырья, использованной для их изготовления.

Переработчик-изготовитель украшений:

  • получает от собственника груз, прошедший процедуру маркировки;
  • изготавливает изделия, соответствующие предъявляемым требованиям;
  • отправляет их на апробирование в ФПП;
  • заказывает для каждого изделия отдельный код и размещает его на бирке и на упаковке для дальнейшей транспортировки.

Аффинажное предприятие

Аффинаж — это очистка драгметалла от примесей, что в конечном итоге повышает его ценность. Такая услуга не предусматривает перехода права собственности. В рамках маркировки предприятия, участвующие в цикле обработки:

  • очищают сырьё;
  • полностью или частично производят обратную отгрузку в адрес владельца.

Владелец, в свою очередь, подтверждает факт получения аффинированного драгоценного металла и вносит информацию об этом в ГИИС ДМДК.

Оптовики и скупщики:

  • регистрируют смену собственника после получения ювелирных украшений от изготовителя;
  • делят продукцию для последующего распределения по розничным магазинам.

Розничный магазин:

  • принимает товар от контрагентов;
  • фиксирует в учётной системе переход права собственности;
  • при продаже конечному покупателю сканирует код маркировки, нанесённый на бирку.

В итоге сведения поступают из онлайн-кассы оператору фискальных данных (ОФД), который, в свою очередь, сообщает в ГИИС ДМДК о выводе изделия из оборота.

Ломбард

Ломбарды реализуют украшения, которые не были выкуплены собственником или которые были у него изъяты. Ломбард подаёт заявку на получение маркировочных данных и наносит их на изделия. При этом продавать украшения можно как оптом, так и в розницу — с одновременным исключением украшений из оборота.

Текст книги «Блеск и нищета бижутерии. Повседневные украшения в России и СССР, 1880–1980 годы»

Расцвет советского модерна (1960-е годы)

В середине 1960-х годов на смену широким и довольно длинным юбкам пришли мини-юбки и маленькие платьица прямого покроя. Бусы сразу удлинились. Особенно модной была комбинация из отдельных бусин, разделенных отрезками цепочек или бисером (илл. 124). Реже встречались длинные бусы со скользящим кольцом, регулирующим длину кисти (илл. 124а; 124 с). Один из вариантов модных бус можно видеть, например, на фотографии киноактрисы Эльзы Леждей (илл. 124b).
124. Бусы пестрые. Стекло, металл. Длина 140. Чехословакия. 1960-е гг.

Бусы. Стекло, металл. Длина 144. Чехословакия. 1960-е гг.

124a. Бусы светло-голубые. Стекло. Замок винтовой с колпачками. Регулируемая длина кисти. Длина без кисти 91, ширина кольца 3,2.

Чехословакия. 1960-е гг.

Разумеется, в продаже такие бусы появились не сразу, поэтому вышедшие из моды короткие бусы пытались перенизать, вставляя между бусинами либо леску, либо бисер, либо кусочки стеклянных трубочек. Счастливицы, работавшие в научно-исследовательских институтах или в заводских лабораториях, могли заказать такие трубочки в стеклодувной мастерской, разломать их на части и расставить ими устаревшие бусы (илл. 125).

124b. Открытка с фотографией Эльзы Леждей, 1967

124с. Журнал таллинского дома моделей Siluett. 1969, № 2, с. 8

Новые веяния коснулись, разумеется, и мастеров, работавших с янтарем. В журнале «Декоративное искусство СССР» (№ 6, 1959, с. 25) появляется статья М. Жукова, в которой автор явно осуждает имеющийся в наличии ассортимент янтарных изделий: «…янтарные броши, которые можно увидеть в продаже, как правило, представляют собой или вишенки, или листочки, или, наконец, виноград. Бусы же бывают непременно круглыми и отличаются друг от друга только размером». Первые попытки сохранить первозданную красоту янтаря в ювелирных изделиях относятся именно к этому времени. Появляются разнообразные колье, подвески, гривны, кольца, серьги из янтаря, выполненные в совершенно новой стилистике (илл. 126). Прекрасным дополнением к новому силуэту оказались и длинные бусы из необработанного янтаря: прозрачного желтого и медового, непрозрачного желтого, белого и почти черного. Обычная длина этих бус составляла 60–80 см, а потом каждый перенизывал их по своему усмотрению. Продавать янтарь разрешалось только в государственных магазинах, поэтому достать его было крайне затруднительно. Народ шел на хитрости: например, одна из модниц 1960-х сделала бусы, распотрошив янтарную картинку «Дубок» (илл. 127).

125.

Бусы самодельные.

Пластик, бисер. Длина 90 и 86. Россия. 1960-е гг.

Бусы самодельные «жемчуг» (фрагмент). Стекло. 1960-е гг.

Черный рынок на прибалтийских курортах, особенно в Паланге, более или менее успешно восполнял пробелы в государственной торговле. По барахолке бродили женщины, увешанные янтарными бусами, как связками сушеных грибов. Их преследовали дружинники. Поэтому на какое-то время они переместились на женский пляж Паланги, где одетые дружинники появиться не могли. Зрелище было экзотическое: толпа обнаженных Ев, увешанных янтарными бусами и браслетами. Власти, однако, тоже не дремали, и вскоре на пляже появились отряды дружинниц, раздетых, но с повязками на руках. Пляж пустел мгновенно. Оставались только ошарашенные покупательницы. Но, когда дружинницы удалялись, все возвращалось на круги своя.

126. Украшения из янтаря 1960-1970-е гг.

Бусы. Янтарь. Длина 80

Бусы. Янтарь, металл. Длина 110, подвеска 2,5

Запонки. Размеры 4х3,3; 4х2,5

Брошь. Размеры 4х6

127. Бусы с подвеской. Янтарь, металл. Прибалтика. 1960-1970-е гг.

Бусы самодельные. Янтарь, металл. 1960-1970-е гг.

Естественно, изготовители пластиковых украшений тоже не остались в стороне. Появилось множество бус из пластика – как правило, ужасающего вида, но однажды среди них встретились довольно элегантные, из эпоксидной смолы (илл. 128).

По-прежнему престижными оставались чешские бусы. Иногда эти бусы даже были способны заменить «всеобщий эквивалент». Так, персонаж рассказа Виктории Токаревой «Можно и нельзя» Маруся подарила деревенской жительнице яркие чешские бусы, а взамен получила икону в серебряном окладе.

128. Бусы. Эпоксидная смола. Длина 86. Замок-карабин круглый. Россия. 1960-1970-е гг.

Бусы желтые прозрачные. Пластик. Замок винтовой из пластика. Длина 95. Германия. 1920–1960 гг.

Бусы желтые с черными кубиками. Пластик. Без замка.

Длина 63. Россия (?). 1950-1960-е гг. (?)

Колье. Пластик, металл. Длина 46,5. Россия. 1950-1960-е гг.

Брошь с подвесками. Пластик. Заколка-булавка. 3,8х1,8. Россия. 1950-1960-е гг.

Это было время «оттепели», людей неудержимо влекло ко всему новому. В моде и интерьере получил распространение стиль, который в то время называли абстрактным. На смену старой мебели пришли деревянные параллелепипеды на высоких ножках, а картины и ковры на стенах были вытеснены модными эстампами и чеканкой. Менялся и взгляд на модные украшения. В статье М.А. Ильина «Ювелирные изделия и мода» (Декоративное искусство СССР. № 5, 1959, с. 25) эти новые взгляды формулируются следующим образом: «…ювелирные изделия по их характеру и применяемым материалам следует разделить на две группы. Одни выполняются из драгоценных металлов и камней, в том числе синтетических, другие же создаются на основе более дешевых металлов с применением стекла, пластмасс и т. д., образуя тот ассортимент, который последнее время стал чаще всего называться “ювелирной галантереей”.

Последняя группа изделий обязана своим происхождением капитализму, когда городское мещанство и чиновничество стало предъявлять спрос на дешевые ювелирные изделия, выглядевшие “как настоящие”».

Осудив таким образом «капиталистическую ювелирную галантерею», автор в той же статье пишет о советской бижутерии как о необходимом элементе облика модной женщины: «Ювелирная галантерея стала необходимой частью не только праздничного, но и повседневного платья. Нередко ее можно встретить даже и на верхней одежде…» Далее он формулирует требования к главным декоративным качествам современных произведений: они «должны заключаться в запоминающемся, хорошо найденном силуэте, ясно читаемом рисунке и своеобразных цветовых сочетаниях». Лаконичность, геометрические формы, обобщенный растительный орнамент, большие размеры, по мнению автора, как нельзя лучше подходят к современному костюму. Действительно, и советская промышленность, и покупательницы с энтузиазмом откликнулись на новые модные тенденции.

129. Сверху вниз и слева направо.

Брошь «поющая девушка». Металл, эмаль. Надпись «1960 kui mina hakkan laule Maie» («Если собираюсь петь Майе» – аналог латышских песен Līgo). 4,2х3,5. Эстония, 1960

Броши «девочка» и «мальчик» в народных костюмах. Латунь. 5х2,6 и 4,8х2,7. Латвия (?). 1960-е гг.

Брошь «Танец». Латунь, чернение, штамповка. Штамп «Tallin KJ». 4,1х3,1. Государственный художественный институт Эстонской ССР. 1966–1968 гг.

Брошь «дерево». Металл, эмаль. Клеймо «Т32 Мет». 4,2х3,7. Таллинский ювелирный завод. 1962 г.

Брошь «Волынщик». Латунь, чернение, штамповка. Клеймо «Tallin KJ». 4,2х3,3. Государственный художественный институт Эстонской ССР. 1966–1968 гг.

Брошь «стилизованный цветок». Металл, эмаль. 2,7х2,6. Прибалтика (?). 1960-е гг.

Брошь «Девушка». Металл. 3,8х3,3. Прибалтика. 1960-е гг.

Брошь «цветок». Латунь, чернение, штамповка. Клеймо «Tallin KJ». 3,1х2,6.

Государственный художественный институт Эстонской ССР. 1966–1968 гг.

Брошь «Гнездо». Металл. 3,5х3. Прибалтика. 1960-е гг.

Брошь с орнаментом. Металл. 2,3х3,3. Грузия (?), 1960-е гг.

Брошь «женщина в национальном костюме». Металл, эмаль. Застежка-булавка. Клеймо «Ш33». 4х2,7. 1960-1970-е гг.

129а. Брошь «Девушка». Металл. Размер 3х3,3 см. Прибалтика. 1960-е гг.

Брошь «Девушка в платочке». Металл, эмаль. Диаметр 4,7.

Клеймо «Москва». 1960-е гг. Из собрания В.П. Голицына

Внезапно в большом количестве появились чеканные металлические или металлические с эмалью брошки, выдержанные в новом стиле (илл. 129). Среди них выделяются интересные броши, выпускавшиеся Таллинским ювелирным ). В Государственном художественном институте Эстонской ССР в 1966–1968 годах была создана серия штампованных металлических брошек с этнографическими мотивами. Обычно они имели клеймо «Tallin KJ». Несколько отличались от них броши, выпускавшиеся, судя по костюмам персонажей, в Латвии. Встречаются броши такого же типа и со штампами МЮЗ (Московский ювелирный завод) и КЮЗ (Костромской ювелирный завод). Чаще всего какие-либо указания о производителе вообще отсутствуют. Одна из подобных брошек в виде неправильного квадрата с изображением девической головки была, кажется, у каждой жительницы Советского Союза и до сих пор встречается необыкновенно часто. Она же воспроизведена и на модной картинке в «Журнале мод» за 1960–1961 годы (№ 4, с. 18). Другой столь же популярной брошью была «Девушка в платочке» с клеймом «Москва» (илл. 129а).

130. Украшения с эмалью (сверху вниз и слева направо)

Брошь «Крестьянка с коромыслом». Металл, эмаль. 4,5×3,8. 1960-е гг. Из собрания В.П. Голицына

Брошь «осенние листья». Металл, эмаль. Клеймо «ЛФ9». Диаметр 5,1. Ленинградская ювелирная фабрика, 1959

Брошь «Дымковская игрушка». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2М Сделано в СССР». 5,1×5,4. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь «матрешки». Металл, эмаль. 2,5×4,3. Клеймо «ЛЮЗМ». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1963

Брошь-подвеска. Клеймо «Сделано в СССР ЛЮ2М 2с». 5,4×4,7. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь-значок «КСЖ» (Комитет советских женщин). Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ7 М». 4,1×2,2. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1967

Брошь «Березки». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮЗ М». 4×5,2. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1963

Брошь «Крестьянки». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2М». 2,8×2,6. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь «Полярная». Металл, эмаль. Клеймо «ЛФ9». 3,5×4,5. Автор В.Г. Поволоцкая. Ленинградская ювелирная фабрика, 1959

Брошь «камыши». Металл, эмаль. 3×5,5. Клеймо «ЛФ9». Ленинградская ювелирная фабрика, 1959

Брошь «листья». Металл, эмаль. Клеймо «ЛФО», надпись «В день 50-летия 8 марта». 4,6×3. Ленинградская ювелирная фабрика, 1960

Брошь с парусниками. Металл, эмаль. Неправильный прямоугольник 3,8×5,8. Клеймо «ЛЮ1 М Сделано в СССР». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1961

Брошь-значок «Международный женский день 8 марта». Металл, эмаль. Диаметр 4,7. Клеймо «ЛЮМ». Ленинградская ювелирночасовая фабрика, 1960. (?) Из собрания В.П. Голицына

Брошь треугольная. Металл, эмаль. Клеймо «Сделано в СССР ЛЮ2М». 5×6. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь «абстракция». Металл, эмаль. 2,7×7,8. Клеймо «Сделано в СССР ЛЮ2 М», 1962

На Ленинградской ювелирной фабрике (клеймо «ЛФ») изготавливали эффектные броши с горячей эмалью. Похожие изделия входили также в ассортимент Ленинградского ювелирно-часового ) (илл. 130). Цифра, стоящая в клейме после букв, соответствует последней цифре года изготовления: например, клеймо «ЛФ9» обозначает, что ювелирное изделие было изготовлено на Ленинградской ювелирной фабрике в 1959 году. Позднее 1969 года цифра стала ставиться не после, а перед буквами (М.М. Постникова-Лосева и др. Золотое и серебряное дело XV–XX веков. М., 1983). Вероятно, часть этих изделий делалась на экспорт, поскольку некоторые из них, кроме обычного клейма, имели клеймо «сделано в СССР». Ленинградские броши отличались высоким качеством и необычайно широким ассортиментом. Декор этих брошей включает и модный «абстрактный» орнамент, и стилизованные растительные элементы, и фольклорные мотивы. Среди них можно встретить серии, выпущенные к фестивалю молодежи 1957 года, и датируемые тем же годом значки Комитета советских женщин «КСЖ». Появление последних было приурочено, по-видимому, к переименованию в 1956 году Антифашистского комитета советских женщин в Комитет советских женщин. В 1960 году были выпущены броши неправильной формы с веточками на черном фоне и штампом на обороте: «В день 50-летия 8 марта». На другой броши-значке надписи «Международный женский день» и «март 8 март» включены непосредственно в орнамент. К этому же времени относятся и брошки с изображением пользовавшегося в то время необыкновенным успехом клоуна Олега Попова (илл. 130а). Разнообразие дизайна и сюжетов этих брошек удивительно. Зачастую они приобретали совершенно другой вид за счет изменения цвета фона (илл. 13Оb, 131). А иногда мастера резко меняли уже привычный стиль и комбинировали металл и эмаль или делали чисто металлические броши с рельефом или сквозными проемами (илл. 132).

Сведения об авторах замечательных ленинградских брошек рассеяны по различным журналам, которые в настоящее время нелегко отыскать.

130а. Брошь «Олег Попов». Ленинградская ювелирная фабрика. Начало 1960-х гг. Из собрания В.П. Голицына

130b. Брошь «дорога». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2» «Сделано в СССР». 3,7×3,6. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь «завиток». Металл, эмаль. Клеймо «ЛФО». 2,8×4. Ленинградская ювелирная фабрика, 1960

Брошь «лучи». Металл, эмаль. 3,7×6. Клеймо неразб, 1960-е гг.

Из собрания Д. и О. Матвеевых

131. Броши с различным фоном

Броши «папоротник». Металл, эмаль. Клеймо «ЛФО». Размеры 2,6×3,8 Ленинградская ювелирная фабрика, 1960

Серьги. Металл, эмаль. Клеймо «Сделано в СССР, ЛЮ2, М». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Броши «листочки». Металл, эмаль. 1960-е гг.

Броши «пляска». Металл, эмаль. Клеймо «ЗХГ». 2,5×4,4. Завод художественной гравюры на металле, 1963.

Из собрания В.П. Голицына

Броши «фестивальная». Металл, эмаль. 1,5×5. «Москва», без клейма.1957 г. (?)

Из статьи Галины Габриэль «Долгая дорога петербургского авангарда» (Русский ювелир, 1998, № 2–3 (7–8), с. 20) узнаем, что «главными фигурами в борьбе за обновление ленинградского ювелирного искусства выступили тогда (конец 1950-х. – Лет.) художники Юта Паас-Александрова, Рэм Харитонов, Вера Поволоцкая». Наиболее значимый вклад в разработку нового стиля недорогих украшений внесла Вера Георгиевна Поволоцкая. В воспоминаниях главного художника АО «Русские самоцветы» С.М. Березовской (https://skurlov.blogspot.ru/2011/10/blog-post_24.html) читаем: «Вера Георгиевна Поволоцкая – заслуженный художник России, окончила училище имени Мухиной в 1957 году и начала карьеру на Ленинградской ювелирной фабрике. Как дипломированный керамист, поначалу она занималась декоративной посудой. К тому времени на фабрике наладился выпуск дорогостоящих подносов и пуншевых чашек, изукрашенных эмалями и прочей развесистой клюквой в неорусском стиле. Поволоцкая устроила настоящую революцию, разработав сервизы, предметы которых отличались современным дизайном. За сервизами последовали украшения.

132. Сверху вниз и слева направо

Брошь с прорезями. Металл. 3,2×6,3. Клеймо «ЛЮ2». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь-подвеска «Бизон». Металл, эмаль. Клеймо «Сделано в СССР ЛЮ2М». 5×5,2. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь выпуклая прямоугольная. Металл. Клеймо «ЛЮ2 М», «Сделано в СССР». 2,5×5,9. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962 Из собрания В.П. Голицына

Брошь со стилизованными цветами. Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2 М». 3,4×5,3. Ленинградская ювелирночасовая фабрика, 1962

Брошь изогнутая трапеция. Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2 М», «Сделано в СССР». 2,5×7,1. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962 Из собрания В.П. Голицына

Брошь «елочки». Металл, эмаль. Клеймо «ЛЮ2 М», «Сделано в СССР». 6,5×3,2. Ленинградская ювелирночасовая фабрика, 1962

Брошь с «бирюзовыми» вставками. Металл, эмаль. Клеймо «Сделано в СССР ЛЮ2 М». 4,1×5,3. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь «Ленинград». Металл. Клеймо «Ленинград». 3,6×3,6. 1960-70-е гг.

Из собрания В.П. Голицына

Брошь-полуцилиндр. Металл, эмаль. 1,6×6,3. Клеймо «ЛЮ2 М», «Сделано в СССР». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962.

Брошь «Ростр». Серебро. Клеймо «ЛЮ2», «Сделано в СССР». Проба «873».

2,5×5,9. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962 Из собрания В.П. Голицына

Серьги. Металл, эмаль. Клеймо «Сделано в СССР, ЛЮ2 М». 2,5×1,4. Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1962

Брошь – заколка. Металл, эмаль. 1,8×7,5. Клеймо «ЛЮЗ М». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1963

Заколка. Металл, эмаль. 1×6,9. Клеймо «ЛЮ1 М», «Сделано в СССР». Ленинградская ювелирно-часовая фабрика, 1961

133, 133a, 133b. Броши Ли Стайн. Родоид. Франция. 1960-80-е гг.

Практически всю свою жизнь работая художником в ювелирной промышленности, Вера Георгиевна создавала не только эксклюзивные произведения, но и предметы массового, мелкосерийного производства. Копеечные броши из томпака и других недрагоценных материалов, популярные в шестидесятые – семидесятые годы, были сделаны по ее эскизам, например знаменитая эмалевая брошь, ставшая фирменным знаком магазина “Березка”. Как результат – тысячи советских граждан видели или носили ее работы, даже не подозревая об имени автора». Творчеству этой выдающейся художницы посвящена статья И.В. Шаталовой «Ювелирный марафон Веры Поволоцкой» (Русский ювелир, 2008): «Вера Георгиевна Поволоцкая – в ювелирном мире имя значимое. Ее произведения занимают почетное место во многих музеях страны – Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля, музеях Калининграда и Екатеринбурга… Дизайн ее разработок был вдохновлен эстетическими представлениями того времени, когда под лозунгом “Искусство в быт” на смену вычурным формам “сталинского ампира” пришли простые и ясные геометрические формы. Особенно выразительно новый стиль прозвучал в ее бижуте-рийных украшениях – недорогих брошах, браслетах и серьгах из томпака или других недрагоценных металлов, которые в то время носили все модницы Советского Союза». Возможно, символом магазина «Березка» стала брошка с изображением березок, представленная на илл.130. Там же можно видеть брошку В. Поволоцкой «Полярная», авторство которой любезно помогла установить специалист в области ювелирного искусства И.Ю. Перфильева.

Элегантные броши, созданные ленинградскими мастерами, интересно сопоставить с изделиями известной французской художницы Ли Стайн (Lea Stein), начавшей работать в конце 1960-х годов. В отличие от перенасыщенной блестящим металлом и стразами американской бижутерии, брошки Ли Стайн покоряют лаконизмом и изяществом (илл. 133, 133а, 133b). Поныне большим успехом пользуются ее «лисы», «кошки», «насекомые». Представляется, что эмалевые ленинградские броши, не уступающие им по качеству и дизайну, еще ждут своей достойной оценки.

134.

Сверху вниз и слева направо.

Брошь «Лебедь». Металл, эмаль. 4×5. Клеймо «П» в овале. . Москва, 1960-е гг.

Брошь «Олень». Металл, эмаль. 4×5. Клеймо «П» в многоугольнике, г. Павлово (?), 1960-е гг.

Брошь «Космическая». Эмаль, металл. Клеймо «ЗХГ». Замок-булавка. 2×5,5. Завод художественной гравюры на металле, 1963

Брошь «Птицы». Металл, эмаль. 3,8×3,8. Клеймо «П» в круге, г. Павлово (?), 1960-е гг.

Брошь «Яхты». Металл, эмаль. 4×3,5. Россия, 1960-е гг.

Брошь «Сломанный цветок». Металл, эмаль. Клеймо «ХРУ г. Павлово». 5×4,2. Павловское художественноремесленное училище. 1960-е гг.

Брошь «Ночной пейзаж». Металл, эмаль. Замок-булавка. Клеймо «ЩЗ» (?) Щербинский завод металлической галантереи. Овал 4×6. Россия. 1960-1970-е гг.

Брошь «Буревестник». Металл, эмаль. 4×5. Клеймо «П» в круге, г. Павлово (?), 1960-е гг.

Брошь «Листья». Металл, эмаль. Размеры 4×3,3.

Клеймо «П» в круге, г. Павлово (?), 1960-е гг.

Брошь «Аист». Металл, эмаль. 2×2. Россия, 1960-е гг.

Брошь «Кошечка». Металл, эмаль. 4,2×3,3. Россия. 1960-1970-е гг.

Брошь «Абстракция». Пластик. Замок заменен. 4×6. Россия. 1960-1970-е гг.

Значительно более простыми по дизайну и технологии были брошки, выпускавшиеся на заводах Москвы, Павлова, Щербинки (илл. 134). На некоторых из них встречается клеймо «ХРУ г. Павлово» (художественно-ремесленное училище). По стилю они близки к ленинградским брошкам, иногда копируют их: например, встречается копия из алюминия броши В. Поволоцкой «Полярная». В то же время среди подобных брошек есть и более сложные композиции: например, северный пейзаж, выполненный предположительно на Щербинском заводе металлической галантереи. Вдохновившись нашими достижениями в космосе, в начале 1960-х годов серию металлических брошек выпустил и Московский завод художественной гравюры на металле (клеймо «ЗХГ»).

134а. Детские брошки. Из собрания В.П. Голицына

Появились и выполненные в том же стиле дешевые серьги, чисто металлические или со вставками из пластика. В это время многие фабрики, артели и даже ремонтные мастерские делали ставшие такими популярными украшения. В частности, был налажен массовый выпуск небольших детских брошек с забавными котятами, собачками, персонажами мультфильмов и детских книжек (илл. 134а). Среди них встречаются брошки Павловского завода сувениров, Ленинградских ювелирных мастерских, Московского экспериментального творческо-производственного комбината художественного фонда России и т. д. Подробные сведения о соответствующих клеймах можно найти в справочнике Ю. Коржика «Каталог товарных знаков и клейм на значках», 2001. Вероятно, из одних этих брошек может составиться интересная коллекция, поскольку их дизайном занимались, судя по всему, хорошие профессиональные художники.

135. Брошь. Яшма, серебро. Замок с предохранителем. Штампы «Урал», «СЮ2», «873». Ромб 6×4. Россия, Свердловский ювелирно-гранильный завод, 1962

Кулон. Нефрит, металл. Размеры с подвеской 4×2,5. 1960-1970-е гг. Из собрания В.П. Голицына

Кулон. Яшма, металл. Размеры вместе с подвесками 7×5,4. Авторская работа. 1970-е гг.

Заколка. Яшма, металл. 1,6×5,2. Клеймо «РСЗ». Ленинградский , 1963.

Из собрания В.П. Голицына

Браслет. Жадеит (?), металл. 4×17. Авторская работа. 1960-1970-е гг. Из собрания В.П. Голицына

Подвеска. Родонит, серебро. Штампы «Урал», «СЮЗ», «873». Свердловский ювелирно-гранильный завод. 1963 г.

На Урале Свердловский ювелирно-гранильный ) выпускал украшения, выполненные в новом стиле с использованием поделочных камней: родонита, яшмы, нефрита и других (илл. 135). Уральские поделочные камни использовали и на других заводах, в частности на ленинградском . Эти разработки оказались настолько удачными, что почти без изменений вписались в меняющуюся моду последующих двух десятилетий. Мастера в артелях и отдельные любители копировали этот стиль, а вместо благородных минералов за неимением лучшего зачастую вставляли в кулоны на длинной цепочке стекло или пластик.

Серьги, долгое время после революции считавшиеся презренным символом мещанства, вернулись к жизни. С начала 1960-х девушки в массовом порядке начали прокалывать уши. Наиболее продвинутые не занимались самодеятельностью, а делали это в институтах красоты и ходили первый месяц с веревочками в ушах. Потом веревочки заменяли специальными медицинскими сережками, продававшимися во всех галантереях. Эти сережки имели вид маленькой капли из голубого или белого пластика, оправленного в простейшую позолоченную серебряную оправу, и стоили, помнится, 78 копеек. На смену медицинским серьгам в зажившие уши вставляли либо бабушкины сережки, либо продукцию советских ювелирных заводов, которые как раз в это время начали выпускать относительно недорогие золотые серьги в форме ромбика или кружочка с граненой звездочкой в центре и с простыми швензами, снабженными предохранителем. К ним можно было купить такой же кулончик на цепочке.

136 и 136а. Подвеска «книжечка». Перламутр, гранаты, серебро. Автор Н.Г. Колобков. 1970-е гг. Из частного собрания

137. Браслет «ящерица». Малахит, серебро. Автор Н.Г. Колобков. 1970-е гг. Из частного собрания

Массовая продукция удовлетворяла далеко не всех, в связи с чем чрезвычайно активизировались частные мастера-ювелиры. Их деятельность была, конечно, не совсем легальной из-за монополии государства на обработку драгметаллов и запрета на любую предпринимательскую деятельность. Но дамское сообщество своих любимых мастеров не выдавало и широко пользовалось их услугами. Среди них встречались настоящие виртуозы – например, Николай Георгиевич Колобков, свободно пользовавшийся любой техникой и способный мастерски воплотить в жизнь любые фантазии клиенток, от миниатюрной книжечки-подвески до покрытого тончайшей филигранью браслета с малахитовой ящерицей (илл. 136, 136а, 137). Одновременно с ним работал Дмитрий Борисович Скубенко, специализировавшийся на камеях из раковин, малахита и т. п. (илл. 138, 139).

138. Камеи – подвеска и серьги. Малахит, серебро, бисер.

139. Камея – подвеска. Раковина, Автор Д.Б. Скубенко. 1970-е гг. серебро, бисер. Автор Д.Б. Скубенко. Из собрания А.В. Берковой 1970-е гг.

Наконец, на проблему украшений начали обращать внимание и журналы мод, до тех пор очень мало озабоченные этим аспектом женских интересов: «Современные украшения – это изящные нити бус, разнообразные цепочки, кулоны (иногда в виде кисти) и брелоки, броши, браслеты, состоящие из звеньев или колец. Они выполнены из металла, керамики, стекла, пластических масс. Для них используются наши природные богатства – уральские самоцветы, прозрачный янтарь, различные породы дерева.

140. Модные аксессуары (Международный конгресс мод. Москва, 1961, с. 80, 81)

Оживая в руках художника, эти материалы превращаются в чудесные украшения: нити бус из сверкающего горного хрусталя, фарфора с росписью и декоративные бусы из дерева.

В украшениях часто соединены различные материалы – это одна из характерных особенностей модного направления» (Журнал мод. № 72, 1963). На конгрессе мод стран социалистического лагеря современным аксессуарам был посвящен целый разворот (илл. 140). Обилие украшений отличает, например, № 1 «Журнала мод» за 1967 год: на обложке можно видеть большие клипсы из пластика с геометрическим рисунком, на моделях – клипсы, браслеты, кольца. В № 2 и № 3 того же журнала девушки-модели демонстрируют традиционные бусы из искусственного жемчуга в несколько рядов и пышные чешские парюры из стекла и металла.

Куда наносить коды маркировки

Обычно украшения содержат два оттиска:

пробу

— в ней закодирована информация о составе и объёме драгметалла

«именник»

— в нём содержатся сведения о производителе

Теперь к ним добавятся ещё два идентификатора:

с 1 марта 2022 года — бирка

или
ярлык-книжка
с уникальным идентификационным номером и штрихкодом Data Matrix

с 1 марта 2023 года — наногравировка

в виде Data Matrix, которую будут наносить лазером на каждую составную часть ювелирного изделия и на все драгоценные вставки.

Нанометку будет наносить Федеральная пробирная палата (ФПП) вместе с пробой. Гравировка невидима человеческому глазу, её размер составит 0,8×0,8 мм.

С помощью специального приложения на смартфоне покупатель сможет отсканировать штрихкод на бирке и получить подробную информацию об изделии.

Как и когда маркировать остатки ювелирных изделий

Для ювелирных остатков, выпущенных до начала обязательной маркировки, действуют особые правила.

  • До 15 января 2022 года оптовики, магазины и другие участники рынка должны внести в ГИИС сведения об остатках драгметаллов, камней и готовой продукции по состоянию на 1 января 2022 года.
  • До 1 апреля 2022 года нужно провести повторную инвентаризацию и внести актуальные сведения с учётом проданных товаров с 1 января по 31 марта.
  • С 1 сентября 2022 года на всей «ювелирке», заявленной в качестве остатков, должны быть коды маркировки. С 1 марта 2023 года продажа ювелирки возможна только с метками. У участников отрасли будет год, чтобы поставить гравировку на все остатки.
  • С 1 марта 2024 года изделия без нанометки нельзя ни продавать, ни держать на балансе.

«Астрал.ЭДО» — новый сервис для электронного документооборота. Подходит для работы с информационными системами, в том числе для взаимодействия с ГИИС ДМДК. , и наш специалист свяжется с вами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]