Виды реактивов для золота и способы их использования

Среди способов пробирного анализа выделяют: капельный, муфельный, химико-аналитический, анализ на пробирном камне. Чаще всего при определении пробы применяют капельный способ (заключается в нанесении на испытуемый образец специального пробирного реактива) и анализ на пробирном камне (на камень наносятся черты изделием и пробирной иглой, после чего они смачиваются реактивом и сравнивается цвет обоих черт для определения пробы). Также проба определяется электронным детектором методом неразрушающего контроля.

Стадии апробирования золота

Апробированию подлежит каждое изделие из драгоценного металла, которое идет на импорт или в реализацию через торговые сети. Процесс контролируется государственными органами пробирной палаты. На украшениях проставляют клеймо, которое указывает на процентное содержание золота в сплаве. Например, 750 проба говорит о том, что благородного металла содержится 75%, 585 проба указывает на 58,5% и т.д. Для удобства и систематизации клеймения разработаны государственные системы проб, самыми известными из которых являются метрическая и каратная. Последняя используется в западных странах.

Процесс апробирования изделий из золота состоит из нескольких стадий.

  1. Визуальный осмотр изделия. Особое внимание уделяют качеству клейма, его четкости, ровности линий и различимости. На подделках проба имеет неровную структуру, цифры и буквы плохо видны. Кроме этого, внимательное рассмотрение символов поможет выявить позолоту или бижутерию. Специалист при визуальном осмотре украшения легко определит его качество и принадлежность к той или иной группе сплавов.
  2. Зачистка изделия. С разрешения владельца часть поверхности украшения перед апробированием зачищают. Это необходимо для подтверждения того, что проверяемый экземпляр действительно золотой, а не позолоченный. Во время работы применяются надфили, напильники с мелкой насечкой и инструмент для точной обработки поверхностей металлических изделий — шабер. Процедуру выполняют с внутренней стороны изделия, как можно аккуратней и подальше от пробирного клейма.
  3. Нанесение реактива. После предварительного определения пробы на зачищенную часть украшения в вертикальном положении наносят реактив. Капля не должна растекаться. Важным моментом является время выдержки пробирного материала на поверхности. Оно изменяется в зависимости от типа реагента и пробы. Кислоты на металле с клеймами 375, 500 и 585 выдерживаются 5-10 с, а с клеймом 750 — 20 с. Хлорное золото должно находиться на поверхности 7-12 с, йодистый калий — не более 5 с. Несоблюдение временных отрезков приведет к искажению характерной химической реакции. По окончанию процедуры каплю реактива удаляют салфеткой или кусочком бязи.


Нанесение реактива на золото
Апробирование ювелирных украшений сопровождается характерными реакциями, в соответствии с которыми и устанавливается проба сплава. Процедура актуальна для изделий, клеймо на которых стерлось и плохо просматривается.

Как получают цветное золото

Наиболее традиционными оттенками золота являются красный, белый и жёлтый. Однако цветов металла намного больше.

Красное золото

Издавна этот металл применялся для позолоты куполов и других архитектурных элементов, и только потом из него стали изготавливать украшения. Большая часть современного ювелирного ассортимента выполнена именно в красном золоте. Этот оттенок металлу придаёт медь. Чем больше её в составе сплава, тем насыщеннее будет цвет.

Красное золото применяется в самых разных украшениях, оно отлично сочетается с любыми вставками, выглядит изысканно и самодостаточно.

Жёлтое золото

Эти же компоненты сплава, взятые в другом соотношении, придают металлу ярко-жёлтый или лимонный оттенок. При равных пропорциях меди и серебра металл приобретает наилучшие литейный свойства.

Из жёлтого золота изготавливают помолвочные и обручальные кольца, украшения с цветными драгоценными и полудрагоценными вставками. Изделия из этого металла более яркие и выразительные.

Белое золото

Не менее популярным в последние годы является белое золото. Некоторые считают, что светлый цвет достигается за счёт увеличения в лигатуре доли серебра, но это не так. Для получения благородного оттенка в сплав добавляют один из белых металлов, например, платину или палладий. Эти компоненты придают металлу не только изысканный цвет, но и высокую прочность. От платины сплав отличается лёгким желтоватым оттенком.

Выполненные в белом золоте изделия смотрятся элегантно и респектабельно. Всё чаще этот металл применяют для оправы бриллиантов и других драгоценных камней холодных тонов.

Коричневое золото

Красивый шоколадный оттенок металл приобретает при химической обработке золотосодержащего сплава с медью.

Зелёное золото

Как ни странно, оливково-зелёный оттенок золоту придаёт серебро, а для достижения более насыщенного изумрудного цвета в сплав добавляют кадмий.

В нашей стране зелёное золото не является традиционным. Иногда из него изготавливают флористические элементы ювелирных композиций, но всё же чаще для этого применяется эмалевое покрытие.

Синее золото

Получение синего или голубого оттенка золота является наиболее засекреченным. Ювелиры не разглашают не только технологию получения металла, но даже компоненты сплава. Специалисты предполагают, что секрет цветового превращения заключается в примесях кобальта или железа. Это редкий случай двухкомпонентного сплава.

Лиловое золото

За особый декоративный оттенок ювелиры называют это золото аметистовым. Чаще всего для достижения красивого фиолетового цвета металла в сплав добавляется алюминий. Интересно, что данный оттенок возможен лишь в сплаве с золотом 750 пробы.

Чёрное золото

Оказывается, чёрное золото — это не только метафорическое название нефти, но и реально существующий драгоценный металл. Известно несколько способов получения чёрного золота. Первый способ заключается в добавлении в сплав кобальта и хрома и окислении металла при высокой температуре. Также необычный оттенок достигается при покрытии красного золота родием.

Цвет золота может зависеть не только от компонентов лигатурного сплава, но и от различных химических воздействий. Необычные оттенки достигаются при нанесении на металл различных декоративных покрытий, а также в результате термической или химической обработки.

Модные тенденции

Одной из ведущих тенденций ювелирной моды по-прежнему остаётся комбинированное золото. Особенно актуальны украшения, сочетающие металл красного и белого цвета. Эти сплавы отличаются высокой прочностью и стойкостью к внешним воздействиям, поэтому именно из них изготавливают украшения, которые будут радовать свою обладательницу долгие годы.

Современные бренды создают различные изделия из комбинированного золота: со вставками и без камней, простые и экстравагантные. Часто на такие украшения наносятся алмазные грани, делающие металл более фактурным.

В этом сезоне декоративные элементы из золота разных оттенков объединяются в нечто гармоничное, делая дизайн украшения более сложным.

Виды реактивов и их действие на сплавы из золота

Проверка золотых украшений проводится с применением нескольких типов реактивов. Каждый из них используется для определенного сплава и оказывает на него характерное влияние.

Хлорное золото

Хлорное золото — реактив, применяемый для апробирования ювелирных изделий без указания проб. Таким образом, можно узнать, содержится ли в проверяемом сплаве драгметалл и в каком количестве.

Хлорное золото подходит для выявления подделок. С его помощью можно отличить настоящее золото от позолоты и бижутерии. Кроме этого реактив применим для белого драгметалла 500, 583/585 пробы.

Выбирая химический препарат для апробирования ювелирных изделий, нужно знать, что он работает только на сплавах с содержанием золота до 60%.

Кислотные реактивы

Кислотные составы для проверки драгоценных металлов представляют собой смесь азотной и соляной кислот в различных пропорциях. К ним добавляется дистиллированная вода. Например:

  • азотная кислота плотностью 1,5;
  • соляная кислота, плотностью 1,20;
  • дистиллированная вода.

Количество реактивов напрямую зависит от проб исследуемых сплавов.

Действие кислотных реактивов на золото бывает двух видов. На одних изделиях они оставляют светлое пятно, на другие не оказывают никакой реакции. На высокопробные сплавы к химический элемент не действует, либо оставляет на них темные отметины.

Каждому кислотному реактиву соответствует определенная проба для анализа: 375, 750 и т.д. Чем меньше содержание золота в сплаве, тем более выраженный цвет будет иметь пятно от реагента.


Кислотные реактивы для определения золота

Кислотосодержащие препараты при апробировании золотых сплавов 375, 500, 750 пробы оставляют на зачищенном месте прозрачную каплю без какого-либо следа. В редких случаях появляется едва уловимая легкая тень.

Если реактив капнуть на изделие из недрагоценного металла, на его поверхности начнется определенная реакция с последующим пузырением и появлением зеленоватого осадка. Также появится специфический неприятный запах.

Раствор йодистого калия

Средство применяется для проверки сплавов с высоким содержанием драгметалла. С помощью этого химического вещества определяют подделки из металлов, которые устойчивы к другим реактивам. Реактив с раствором йодистого калия не действует на сплавах, проба которых начинается от 900. На изделии с клеймом 800 и на бижутерии с высокой химической устойчивостью образуется черное или зеленое пятно с возможным последующим пузырением.

Чем можно растворить золото

Долгие годы химики использовали лишь опасный метод, в котором при предельно высокой температуре золото растворяется в реакции с фтором. Но в современном мире применяют новые, более безопасные способы.

Амальгама

Амальгамой называют сплавы ртути в жидком или твердом состоянии, его используют как промышленный метод аффинажа. Процесс амальгамации золота заключается в особенности ртути образовывать соединения нескольких металлов.

Перед амальгамацией следует поместить самородок в раствор азотной кислоты в соотношении с водой 10:1. Золото должно находиться в растворе до полного завершения видимой реакции, после чего его необходимо промыть.

Для амальгамации драгметалл и ртуть берутся в одинаковой пропорции. В неметаллический лоток помещают оба вещества и вращают его. Шарик ртути растворяется в молекулах самородка. Ненужный осадок выливается из лотка.

Насыщенную золотом амальгаму необходимо осторожно промыть под проточной водой.

Излишки ртути из амальгамы удаляются путем продавливания шарика через мокрую замшу. Оставшееся на поверхности соединение нагревается до полного испарения ртути.

Царская водка

Большинство кислот оказывают страшное воздействие на органику. Но даже в них не растворяется золото. Знаменитое изобретение Ломоносова — царская водка — единственная кислота, способная привести в действие реакцию.

Царской водкой называют смесь соляной и азотной кислоты в особом соотношении (1:3). Ее свойства многократно усилены благодаря высокой концентрации компонентов.

Мнение эксперта

Всеволод Козловский

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Драгметалл растворяется в царской водке благодаря тому, что азотная кислота окисляет соляную. Образуется особое соединение — атомарный хлор, который мгновенно реагирует с металлом, создавая сложную золотохлористоводородную кислоту. Часть драгметалла кристаллизуется, а другая часть — растворяется.

Стоит отметить, что протекание химической реакции зависит от того, в какой кислоте растворяется металл и какова ее концентрация.

Хлорка

Хлорка, широко применяемая в быту, — это водный раствор газообразного хлора, относящегося к группе галогенов. Для аффинажа хлорка, приобретенная в обычном магазине, не подойдет, т.к. ее концентрация слишком низка.

Концентрированный раствор хлора оказывает следующее действие: хлор распадается на соляную и хлорноватистую кислоты, вторая, в свою очередь, под действием солнечных лучей разлагается на соляную кислоту и кислород. Как и в реакции с царской водкой, выделяется атомарное вещество, которое с легкостью окисляет самородок.

Йод сам по себе — не растворимое в воде вещество. Растворяется его соединение с йодидом калия. Это лекарственный препарат под названием Люголь.

Золото растворяется в Люголе из-за того, что йод создает непрочные соединения — анионы. Но реакция проходит намного медленнее, нежели с кислотами, да и растворяется лишь верхний слой металла.

Какой способ подходит для домашних условий

Аффинаж золота (получение чистого металла) можно произвести и дома. Самый безопасный метод растворения — с помощью электрического тока.

Электролиз

Большая ванна наполняется соляной кислотой и хлорным золотом — реактивом, используемым для апробирования изделий и определения пробы. Его можно выделить при помощи царской водки, золота и аммиака или приобрести в готовом виде в магазинах ювелирного оборудования.

Реакция, называемая электрохимической, протекает за счет напряжения, поданного в ванну. В результате металл высокой пробы без примесей оседает на бортиках, а на дне ванны осадком выпадают оставшиеся компоненты.

Методика применения реактивов

Реактивы для золота могут достаточно точно определить их пробу, их удобно использовать в больших масштабах, а не в домашних условиях. Их применение для апробирования начинается с осмотра изделия. Иногда хватает одного взгляда на пробу, чтобы определить подделку. Клеймо может содержать асимметричные символы, кривые формы и изображения. Следующим шагом идет определение принадлежности сплава к группе низкопробного или высокопробного золота.

Поверхность изделия в определенном месте зачищается. Это помогает узнать, есть ли под золотым слоем другой металл или это единый сплав. Дальнейшая методика зависит от типа выбранного реактива.

Хлористое золото не одинаково действует на разные составы. Для проверки чистоты реагент наносят на поверхность украшения. Сплавы от 585 до 999 пробы никак не отреагируют на химическое соединение. На изделиях, в которых драгметалла содержится половина от общей массы, хлорное золото оставит темное пятно. Если же в материале ничтожно малое содержание желтого металла, менее 50%, реактив вызовет реакцию в виде сильного потемнения и появления осадка. Чем ниже проба, тем насыщенней будет цвет и сильнее осадок.

При использовании хлорного золота нужно быть очень внимательным и соблюдать время выдержки препарата на золотой поверхности. Капля должна быть небольшой и четко лежать на своем месте, не растекаясь по всему изделию. После завершения работ химикат сразу же убирают.


Перед применением реактивов поверхность изделия в определенном месте зачищается

Азотная кислота считается самым доступным и распространенным способом апробирования ювелирных украшений. На защищенную поверхность с помощью пипетки капают реактив и выжидают пару минут. Попадая на сплав ниже 583 пробы, кислота вызывает выделение газа. Чем ниже содержание золота, тем сильнее будет происходить пузырение под каплей. После проверки реагент сразу вытирают небольшим кусочком ткани или бумажной салфеткой.

Йодистый калий применяется аналогичным способом, как и предыдущие реактивы. Единственно, что нужно помнить, препарат действует только на сплавы с содержанием основного металла выше 80%.

Химические реакции различных проб золота на реактивы

Ниже в таблице приведены реакции сплавов различных проб на тот или иной реагент.

Реактив/ПробаХлорное золотоКислотыЙодистый калий
Ниже 375грязно-темно-зеленое, серо-зеленое пятногрязно-темно-зеленое, серо-зеленое пятно
375 пробазеленовато-коричневое пятно
500 проба желтого золотасветло-коричневое пятнокапля остается прозрачной. Каштановое пятно при использовании реактива для 585 пробы
500 проба белого золотапятна разных оттенков коричневогопятна разных оттенков коричневого
585 проба желтого золотакапля прозрачнаясветлое пятно
585 проба белого золотапятно золотистого цветабежевое, золотистое или оранжевое пятно
750 проба желтого золотаедва уловимое пятноедва уловимое пятно
750 проба белого золотасветло-коричневое пятносветло-коричневое пятно
800 и 900 пробытемно-красное пятно

Меры безопасности при работе с химическими реактивами

Химические реактивы довольно агрессивные вещества, поэтому при работе с ними необходимо придерживаться определенных правил безопасности. Особенно это касается использования кислот.

На поверхность, где будет проходить процедура апробирования, нужно постелить плотную ткань. Руки защищаются перчатками, одежда передником. Кислоты разбавляются в специальной емкости, добавляясь тонкой струйкой в дистиллированную воду. Жидкость может нагреться. Перед применением состава на золоте его нужно охладить.

Применение и техника работы с пробирным камнем

Кроме химических реактивов проверить пробу драгметалла можно пробирным камнем. Минерал природного происхождения относится к группе кремниевых сланцев и содержит около 8% углерода, что придает ему черный цвет. Есть также и искусственные пробирные камни.

Применение инструмента начинается с его подготовки. Поверхность протирают касторовым маслом, потом наносят натиры — плотные полосы не более 2-3 мм в ширину и до 20 мм в длину. Рядом наносят вертикали эталонными иглами, отвечающими той или иной пробе. Натиры смачивают реактивами и смотрят за происходящей реакцией. Темный осадок по сравнению с реактивом, свидетельствует о малом содержании золота в сплаве, светлый, наоборот, о более высоком.

Преимуществами апробирования ювелирных украшений на пробирном камне является сохранение их целостности, проверка любых сплавов, а также простота проведения процедуры.

Покупка реактивов для золота будет оправданной тратой в том случае, если они будут использоваться в мастерской или ломбарде. Для домашней проверки подойдут менее сложные материалы. Кроме этого, человек, проводящий апробирование, должен обладать определенными навыками, т.к. реагенты стоят дорого, и их нерациональный расход может ударить по карману.

Способы и средства

Состав драгоценных металлов умели определять еще до того, как изобрели сложные анализаторы. Есть простые, но эффективные методы проверки содержания золота в сплавах. Сложнее всего отличить позолоченные изделия, но и в этом случае можно подобрать способ.

Проверка подлинности основана на простых химических реакциях, с использованием реагентов, которые найдутся на любой кухне или в аптечке. А также учитывают физические свойства вещества. Советы пригодятся при покупке драгоценностей без сопутствующих документов.

Проверка запаха

Стоит принюхаться к изделию. Настоящий драгметалл не должен издавать аромата. Если запах ощущается, значит, это бижутерия. Пахнуть железом может также серебро и сплавы с ним.

Некоторые материалы, применяемые для недорогих аксессуаров, во время окисления издают запахи. Достаточно энергично потереть предмет в руках. Можно предварительно увлажнить его простой водой.

Определение по звуку

Можно проверить драгметалл по звуку падения на твердую поверхность (ламинат, столешница, плитка). Если звон глухой и низкий, значит внутри кольца или сережки пустота или инородные объекты.

Такой метод недостоверен на 100%, ведь не каждый обладает тонким слухом. Но для сравнения можно бросить кольцо в бокал и послушать, какой звенящий звук оно издает. Изделия из других видов металла не звучат такими чистыми нотами.

Проверка на свету и в тени

Ювелиры делают драгоценности из 3 видов золота – желтого, белого и красного (розового). Оттенок благородного сплава зависит от других металлов, добавленных в чистое золото, чтобы сделать его тверже. Называются такие металлы-спутники лигатурой:

  1. Металл без примесей яркого желтого цвета.
  2. Белый оттенок получается при сплаве с серебром, цинком, палладием и другими элементами.
  3. Медь в качестве легирующего элемента дает розовый цвет.

Независимо от цвета, если посмотреть на украшение при разном освещении (в тени и на солнце), можно заметить, что оно всегда блестит. Яркость блеска зависит от содержания золота в сплаве, которое обозначают пробой.

Стыки и штампы

Стыки, цифры и другие элементы декора должны быть четкими, особенно штамп пробы. Стоит сфотографировать штамп и под увеличением рассмотреть его внимательно или воспользоваться лупой.

Часто наблюдается разница в цвете между отдельными звеньями и замком в цепочке. Мастера для соединения используют припой более высокой пробы, а значит цвет будет немного отличаться. Это нормально.

Мякиш ржаного хлеба

Смоченным мякишем ржаного хлеба нужно облепить золотой предмет. Затем дождаться полного высыхания хлебной кашицы. После корку разломить, вытащить кольцо и осмотреть его след.

Если внутри мякиша появились темные пятна, это указывает на окисление металла. Благородный металл даже в составе сплавов не окисляется. Но способ не сработает для подделки из позолоченного серебра.

Рекомендуем: Как правильно очистить камбалу перед жаркой, запеканием или тушением?

Проверка керамикой

Можно провести драгоценностью по плитке или фарфору. На их поверхности должны остаться тонкие следы золота. Если они черные или серые – подделка.

Не стоит сильно нажимать на предмет. «Рисовать» лучше застежкой или тыльной частью изделия. Так не будут заметны мелкие царапины, неизбежно появляющиеся при таком методе.

Анализ следа от йода

Чтобы с помощью йода определить золото в домашних условиях, понадобится ватная палочка, тарелка, спирт, тканевая салфетка и йод. Изделие нужно предварительно протереть спиртом.

Палочку окунуть в раствор йода и нанести на предмет. Если след имеет светлый цвет – латунь или медь. Если пятно темное – золото. После опыта, чтобы устранить следы, необходимо проводить полировку.

Реакция с уксусом

Золото не вступает в химические реакции с уксусом. Объект из предполагаемого золота помещается в емкость с этим веществом. Фальшивый драгметалл поменяет цвет. Уксус можно безбоязненно использоваться для чистки от любых загрязнений золотых изделий.

При работе с концентрированной кислотой стоит помнить о мерах предосторожности. Пары и брызги вещества раздражают слизистую, вызывают ожоги кожи.

Специальные реактивы

С помощью кремниевого сланца (пробирного камня) золото проверяют в ломбарде. На камне после контакта остается немного драгметалла, который вступает в реакцию с кислотой. Если след испарился, значит, подделка, если остался – настоящее золото.

Определение магнитом

Золото является диамагнетиком, то есть магнит никак не влияет на него. Если изделие притягивается, значит, это подделка. Требуется магнитный брусок достаточного размера, сувенирный не подойдет для этой цели.

Ляписный карандаш

Ляписный карандаш на основе нитрата серебра на золоте не должен оставлять следов. Другие металлы реагируют с ним, что приводит к появлению темных пятен. Этот способ не подойдет для подделок из серебра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]