Когда речь идет о качестве, бриллианты классифицируются в первую очередь по так называемой 4C: цвет, чистота, огранка и карат. Это четыре характеристики, которые считаются самыми важный для определения, сколько стоит алмаз.
Кроме 4С, есть несколько других алмазных особенностей, которые часто включаются в отчет аттестации: блеск, симметрия, толщина пояса и флуоресценция, помимо прочих.
Однако, они не влияют на цену бриллианта в такой же степени, как 4С.
Далее мы рассмотрим наиболее важные характеристики качества в классификации алмазов и более внимательно взглянем на определения этих особенностей.
Чистота.
Чистота алмаза, как предполагает ее название, относится к тому, насколько чистым камень выглядит. Все бриллианты имеют некоторые природные недостатки, такие как черные пятна, линии, дефекты поверхности и т.д.
Чем меньше, и менее видимы такие недостатки в камне, тем выше его сорт чистоты.
Бриллианты низкой чистоты имеют недостатки, которые легко видимы невооруженным глазом, в то время как камни высокой чистоты выглядят довольно чистыми, даже под увеличением.
Пробу негде ставить
Амир далек от высокой моды. Его изделия не демонстрируют на подиумах и не предлагают богатейшим людям всего мира. Он создает свои маленькие шедевры для обычных людей. Свадьбы, дни рождения, юбилеи — у него найдутся подарки на любой случай и карман. Если не знать точно, где магазин Амира, найти его будет трудно, ведь рынок, где он работает, очень популярен среди туристов и в простонародье прозван «Яшкой». Ювелирных лавок здесь так много, что разбегаются глаза.
На витрине его небольшого магазина не так много украшений, но по мере разговора с клиентом из его потаенных закромов появляются все новые предметы роскоши. Еще больше у него драгоценных камней. Разной формы, разного качества и цены. Многие клиенты приходят именно за камнями и под них заказывают себе украшения.
В Индии все ювелиры так делают, как вы? На витрине выставляют что похуже, а самые интересные вещи держат в кейсе?
Амир:
Нет, просто магазин небольшой и витрины не могут все вместить. Хотя те изделия, что подороже, мы предпочитаем не выставлять напоказ с точки зрения безопасности.
А ваша семья давно занимается ювелирным бизнесом?
Амир:
Истоки берут свое начало с момента прихода в Индию моголов (XVI век. — Авт.). Но так гласит семейная история. А так я четко могу сказать, что последние 300 лет все мои предки, включая отца, деда и т.д., были ювелирами. Сейчас бизнес продолжаю я вместе с братьями.
Вы из какой-то специальной касты или так просто сложилось?
Амир:
Да, наша каста Шеих-Лахори. Все, кто к ней принадлежит, занимаются ювелирным делом.
Скажите, пожалуйста, под силу обычному человеку, т.е. не ювелиру, отличить хороший драгоценный камень от плохого?
Амир:
Во-первых, если вы собрались купить камень или украшение, всегда спрашивайте сертификат. Если магазин хороший, вам обязательно представят такой документ. У меня он есть на все изделия с драгоценными камнями. Если же его нет и вы все-таки хотите приобрести украшение, внимательно присмотритесь к камню. Конечно, это непросто, но все равно, подержав его на свету, вы сможете понять, мутный он или прозрачный, есть ли сколы и царапины, трещины и т.д. Камень также можно взвесить: настоящий природный камень всегда тяжелее искусственного.
А на индийском рынке много искусственных камней?
Амир:
Да, нередко встречаются подделки, поэтому нужно быть внимательнее. Причем вас могут обмануть не только при покупке дешевого украшения, вы можете потратить несколько тысяч долларов и остаться ни с чем. Поэтому выбирайте надежное место.
Что такое «гретые» камни?
Амир:
Камень нагревают, чтобы он быстрее созрел и набрал более насыщенный цвет. Например, все рубины, которые продаются в делийских магазинах, — «гретые». Они настоящие, вам даже выдадут на них сертификат, но свой цвет они приобрели искусственным путем. Есть небольшая доля бирманских рубинов, они сильно отличаются от других темно-красным цветом и ценой. Они в разы дороже.
Другая категория камней — «обработанные». Например, есть настоящий природный камень, но у него один небольшой изъян — пустота внутри. Тогда ее вычищают и заполняют подкрашенным жидким стеклом. Оно застывает, и камень готов. Он тоже настоящий, но с нюансом.
В делийских магазинах продают изделия из местных камней или вы их импортируете?
Амир:
Большинство камней привозные. В основном африканские, а также привозят из Юго-Восточной Азии. В Индии камни практически не добывают.
Но все же есть камни, о которых с уверенностью можно сказать, что они из Индии?
Амир:
Существуют кашмирские топазы и изумруды. Они очень высокого качества и очень дорогие. На рынке их встретить можно редко. Но полудрагоценные камни, например, гранат, лунный камень, черный оникс, кошачий глаз производятся в основном в Индии.
Можно ли по огранке определить стоимость камня?
Амир:
Арифметика простая: чем меньше граней, тем камень дешевле. Для бриллианта, например, максимальное количество граней 57. Такой камень будет дорогим. Другие камни тоже имеют свои способы огранки, поскольку все они отличаются по своим физическим качествам. Но эта задача под силу только специалисту. Простому человеку трудно будет сразу определить тип огранки, а считать грани он вряд ли будет. (Смеется.)
Какие камни сегодня в моде?
Амир:
Конечно, бриллианты. Они всегда в моде. У нас, например, все бриллианты африканские. Сапфиры, рубины тоже популярны. Среди полудрагоценных камней на первом месте голубой топаз.
А российские бриллианты у вас есть? У нас в Якутии много алмазов добывают…
Амир: Нет, может, в будущем появятся.
Какие камни вы посоветуете покупать в Индии?
Амир:
Качественные. (Смеется.)
А что скажете о жемчуге?
Амир:
Жемчуг весь речной, из Китая. Морской бывает редко, он намного дороже и обычно привозится на заказ.
Расскажите о золотых сплавах… Какие используют в Индии для ювелирных изделий?
Амир:
Мы добавляем в золото медь и серебро, поэтому индийское золото мягче и легче обрабатывается.
Пробы ставите?
Амир:
На золотые изделия обязательно ставится правительственная проба. Она наносится лазером и помимо чистоты металла наносится также символ фирмы, где изделие было произведено. Наш символ — звезда. В других магазинах собственные символы. По нему можно узнать историю украшения по государственному реестру, где отмечены все ювелирные компании. Крупные, естественно. Если такой пробы нет, тогда лучше подумать, покупать ли украшение. Но на серебряные изделия я пробу ставлю свою, чтобы не платить пошлину государству. Серебро не очень дорогое, и получается невыгодно платить дополнительно за пробу.
А серебряные изделия вы тоже изготавливаете?
Амир:
Да, но не очень много.
А их тоже подделывают или это нерентабельно?
Амир:
Да, конечно. Надо быть осторожнее. Порой вам могут продать серебряный столовый набор, где серебра всего 50%, а возьмут как за 875-ю пробу. Здесь желательно купить одну ложку из набора и отнести в лабораторию для анализа. Но это займет 1-2 дня. Поэтому есть другой способ. Если ложка гнется и не ломается, значит, в изделии серебра много и проба высокая, а если ломается, значит, пополам с другим металлом.
Правда, что для сглаживания недостатков ювелирных изделий их покрывают родием?
Амир:
Слой родия обычно наносят на золотые и серебряные изделия не только чтобы скрыть изъяны работы ювелира, но и придать блеск украшению. Ничего плохого в этом нет, но необходимо помнить, что у некоторых людей на него бывает аллергия.
А как можно проверить изделие на наличие родия?
Амир:
Такие изделия сразу заметны. У них неестественно яркий блеск. Они не тускнеют. Также нужно помнить, что за слоем родия может скрываться подделка. Так вам могут подсунуть, например, медное или бронзовое кольцо, вместо золотого, и узнаете вы об этом только через год, когда слой родия постепенно сотрется.
Вы работаете в ювелирном бизнесе уже много лет, кто ваши покупатели?
Амир:
На нашем рынке в основном бывают туристы из России и стран СНГ. Я даже русский язык немного выучил специально для них.
Огранка.
Алмазная огранка — еще одна чрезвычайно важная качественная характеристика.
Обычно, огранка относится к числу, положению и форме граней камня, и качество огранки связано с тем, насколько пропорциональны ключевые части алмаза относительно друг друга. Эта пропорциональность обычно измеряется вычислением отношения на основе ширины, длины, глубины или диаметра алмаза.
Определенные пропорции огранки приводят к улучшению отражения света алмаза, максимизируя его блеск. В целом, чем ближе измерения бриллианта к этим пропорциям, тем более высоко оценивается качество его огранки.
Самые надежные из существующих стандартов, те, которые разработаны для круглой огранки, тогда как оценивающие шкалы для других огранок не так хорошо известны.
Карат.
Вес в каратах является мерой того, сколько алмаз весит, и 1 карат равен 200 миллиграмм.
Хотя карат не является характеристикой, которая влияет на внешний вид алмаза таким же образом, как цвет, чистота и огранка, он является важным фактором в алмазной оценке.
В целом, большие алмазы более дорогие не только с точки зрения общей стоимости, но также и с точки зрения цены за карат. Это целесообразно — в конце концов, более крупные алмазы встречаются гораздо реже, и именно поэтому они продаются по более высокой цене.
Флуоресценция.
Алмазная флуоресценция — это способность бриллианта излучать свет и менять цвет при воздействии ультрафиолетовых лучей.
Например, если вы идете в ночной клуб и там окажется ультрафиолетовый свет, ваш бриллиант может начать светиться синим.
Алмазные отчеты обычно включают в себя информацию о том, показывает ли камень флуоресценцию, а также насколько она сильная.
Стоит отметить, что не все алмазы флуоресцируют, а те, что могут светиться, отличаются по интенсивности света, который они излучают. Приблизительно одна треть всех алмазов, которые оцениваются, показывает некоторую флуоресценцию.
Причина алмазной флуоресценции скрыта внутри. Алмазы содержат различные химические элементы, которые, в зависимости от их концентрации, могут светиться в темноте.
Они могут флуоресцировать в различных цветах, таких как желтый, красный и зеленый, но самый распространенный цвет — синий. Несиняя флуоресценция чрезвычайно редка.
Как флуоресценция влияет на качество алмаза?
Флуоресцентен ли бриллиант и каким цветом он будет светиться, обычно перечисляется в его отчете аттестации. Влияние флуоресценции на его качество, однако, является спорной темой. G.I.A. (Геммологический Институт Америки) провел исследование по флуоресценции и пришел к выводу, что, флуоресцентен ли камень, не оказывает никакого влияния на то, как средний наблюдатель воспринимает его качество.
Также стоит отметить, что эксперты, участвующие в исследовании, не могли договориться, оказывает ли флуоресценция существенное влияние на внешний вид бриллианта. Есть ювелиры, которые утверждают, что по их опыту, камни, показывающие сильную флуоресценцию, также имеют тенденцию казаться более туманными.
Вывод: Вы должны решить для себя, хорошо ли выглядит для вас конкретный бриллиант, независимо от флуоресценции. Если вы думаете, что он выглядит немного туманным, выбирайте другой. Не позволяйте одной только флуоресценции повлиять на ваше решение, не глядя на камень в целом.
Флуоресценция и цена.
Поскольку некоторые считают сильную флуоресценцию отрицательной характеристикой, эти камни могут командовать более низкими ценами по сравнению с аналогичными классифицированными нефлуоресцентными алмазами. Так что, если вы видите флуоресцентный бриллиант, проверьте, является ли это выгодной покупкой — если вам нравится его цвет, чистота и огранка, вы можете сэкономить деньги.
Некоторые люди считают, что бриллиантам низких сортов цвета, то есть тем, которые обладают желтоватыми оттенками, синяя флуоресценция может реально улучшить внешний вид, маскируя желтый цвет. Опять же, только вы можете решить, будет ли это верно в каждом конкретном случае.
Камни с желтой флуоресценцией обычно оцениваются ниже, потому что считается, что желтые оттенки уменьшают качество алмазного цвета.
Фосфоресценция.
После того, как флуоресцентный алмаз больше не подвергается воздействию ультрафиолетового света, он может продолжать некоторое время светиться. Это редкое свойство, которое называется фосфоресценцией.
При покупке попросите увидеть камень под ультрафиолетом и при нормальном освещении. Вы должны знать, как он будет выглядеть в различных условиях, прежде чем принять решение.
Не забудьте взглянуть на него при дневном свете. Помните, что солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи, которые выявят флуоресцентные цвета вашего камня, когда будет солнечно.
Камни, показывающие желтую флуоресценцию, будут выглядеть желтыми каждый раз, когда присутствуют ультрафиолетовые лучи, в том числе и при дневном свете.
Имейте это ввиду, если вы не хотите иметь ничего общего с желтым, когда дело доходит до бриллиантов.
Если алмаз флуоресцентен, сравните его с нефлуоресцентным камнем подобного качества, чтобы судить, видите ли вы какое-либо различие в цвете или чистоте.
Синтетические алмазы не флуоресцируют, поэтому если камень флуоресцентен, это — несомненно реальный алмаз; однако, имейте в виду, что приблизительно две трети настоящих бриллиантов не показывают флуоресценцию.
Проблема искусственных бриллиантов
Три наиболее крупные международные организации, занимающиеся продажей, покупкой и обработкой бриллиантов: IDMA (Международная ассоциация производителей бриллиантов), WFDB (Всемирная федерация алмазных бирж) и CIBJO (Всемирная ювелирная конфедерация) весной 2008 года одобрили совместное заявление, которое положило начало созданию рынка, предназначенного для легального оборота искусственно полученных бриллиантов.
Три наиболее крупные международные организации, занимающиеся продажей, покупкой и обработкой бриллиантов: IDMA (Международная ассоциация производителей бриллиантов), WFDB (Всемирная федерация алмазных бирж) и CIBJO (Всемирная ювелирная конфедерация) весной 2008 года одобрили совместное заявление, которое положило начало созданию рынка, предназначенного для легального оборота искусственно полученных бриллиантов.
В тексте заявления конкретизированы некоторые используемые термины. Теперь, если пригодные для ювелирной обработки алмазы, если они созданы в лаборатории или на заводе, будут именоваться “рукотворными”, “созданными в лаборатории”, “выращенными в лаборатории” или “синтетическими”. Для искусственных алмазов, пригодных к ювелирной обработке, ни в коем случае нельзя использовать определение “культивированный”. Популярный у ювелиров справочник, который чаще всего называют “Даймонд Блю Бук”, позволяет для таких алмазов только одно определение – “синтетические”.
При этом, если природный алмаз (бриллиант) был технологически облагорожен, его нельзя отнести ни к синтетическим, ни к натуральным (естественным, природным) алмазам.
Тем самым, заявление легализует три вида бриллиантов:
- cинтетические;
- облагороженные;
- натуральные;
В России сегодня нет рынка с легальным оборотом синтетических алмазов, хотя эксперты и указали на отдельные случаи появления в нашей стране искусственных бриллиантов, в том числе в виде отдельных камней и в качестве элемента ювелирного изделия. Синтетические бриллианты продавались по цене в несколько тысяч долларов за карат –эта цена совпадает с ценой натуральных бриллиантов высокого качества.
Как сказал Юрий Шелементьев, возглавляющий Геммологический центр МГУ, сейчас о синтетических бриллиантах практически не вспоминают. Скорее всего, зарубежное производство таких камней не оправдало себя из-за низкого спроса на синтетические бриллианты. Эти камни, как правило, не похожи на настоящие алмазы, в первую очередь за счет окраски.
Арарат Эвоян, вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов, считает, что с алмазами произойдет, примерно, то же, что произошло раньше с другими искусственными драгоценными камнями. Покупатели таких камней непременно найдутся, будет, к сожалению, и связанная с оборотом этих камней преступность.
Скорее всего, пока что синтетические алмазы попадают лишь на черный или “серый” рынок. Причем искусственным алмазам трудно конкурировать с дешевыми аналогами – фианитами и стразами из-за высоких цен. Не исключено, что имеет место и психологический барьер: синтетические бриллианты воспринимаются на одном уровне с силиконовой грудью или поддельным алкоголем.
Между тем за рубежом оборот искусственных алмазов уже легализован на рынке. Как сообщает компания Gemesis(США), ее годовой выпуск синтетических алмазов уже составил десятки тысяч. Характерно, что эта компания использует российскую технологию БАРС, которую создали в Новосибирске, в Академгородке. Некоторые российские технологи, например, Борис Фельгенсон, помогли американцам построить и запустить соответствующую производственную линию.
Кроме того, в США работают более мелкие производства, примерами могут быть Apollo Diamond и Gems & Diamonds. Целый ряд дизайнеров украшений уже использовали искусственные камни для создания коллекций. В одну из них – “Astounding” включены ювелирные изделия с искусственными бриллиантами розовой и голубой окраски. Продукцию рекламируют, как экологичную, что является настоящей чепухой с точки зрения технологии и химии.
Продажа осуществляется в основном через Интернет. Этим заняты около 10 фирм. Например, DiamondsCultured.com предлагает приобрести бриллианты производства Gemesis и Chatham и украшения с такими камнями. Компания предлагает приобрести желтые бриллианты весом до 1,5 карат, розовые или голубые — до 0,75 карат. На доставку отводится 10 суток. А компания D.NEA приводит прайс-лист на бриллианты весом 0,5 карата. Самые дешевые – оранжевые бриллианты, цена около 1000 долларов, самые дорогие – голубые – до 3 000 долларов. В рекламе камней упор делается на “неконфликтность” синтетических камней.
Сегодня нет мировой статистики по обороту синтетических алмазов. Но на первый взгляд кажется, что все операции происходят в США, где потребители и продавцы равно симпатизируют прогрессу технологий.
Пока еще непонятно, что ждет рынок синтетических бриллиантов и алмазов. Владимир Збойков, руководящий фирмой “Элгем”, считает что Китай будет стремительно развивать производство искусственных алмазов, причем значительная их часть будет продаваться под видом естественных.
А Валерий Морозов, руководитель ЗАО “Руиз Даймонд”, убежден, что опасения, связанные с синтетическими камнями, необоснованны. Хотя такие камни появились уже давно, а технологии их изготовления все время улучшаются, оборот синтетических алмазов остается незначительным. Поэтому разумнее создать дешевое устройство, позволяющее отличить естественный камень от синтетического – и закрыть вопрос.
Из этого следует, что в обозримом будущем у ювелиров нет опасности потерять сколько-нибудь значительную часть рынка ювелирных изделий с бриллиантами. Самое большее, на что могут рассчитывать как легальные, так и “черные” торговцы синтетическими алмазами – это один процент ювелирного рынка. Между тем, несмотря на значительное продвижение научных исследований в области углеродных материалов, создание оборудования, которое позволит синтезировать бриллианты ювелирного качества в объемах, которые позволят перекрыть добычу естественных алмазов при низкой себестоимости процесса синтезирования, пока остается недостижимой задачей.
Пояс.
Пояс алмаза — это его край, или самая широкая часть камня (в круглых огранках). Классификация пояса обычно заключается в простом описании, насколько он толстый или тонкий.
Он также является линией установления границ между верхними и нижними участками алмаза. Часть выше пояска называют короной, а часть ниже — павильоном.
Почему пояс так важен?
Пояс играет важную роль при измерении пропорций бриллианта. Остальные части камня сравниваются с пояском с точки зрения размера, и это сравнение используется для определения того, насколько хорошо камень огранен.
Например, радиус плоской вершины алмаза (площадка), высота короны, глубина павильона и высота всего алмаза часто выражаются в процентах от пояса, который является мерой общей ширины камня.
Так почему же все эти проценты имеют значение? Они очень важны, поскольку они определяют, насколько близка огранка алмаза к так называемой идеальной огранке.
У бриллианта идеальной огранки оптимальные пропорции, позволяющие ему максимизировать свой блеск и сияние, когда на него падает свет. Вот почему размер всех этих элементов относительно пояска может сказать вам о том, насколько прекрасно бриллиант будет выглядеть при ношении.
Почему важна толщина пояса?
Одна из самых важных характеристик алмазного пояска — его толщина. Если он слишком тонкий, то может легко сломаться или отколоться. Это может быть особенно проблематично, если вы устанавливаете алмаз в обрамление, поскольку пояс может быть поврежден в процессе.
Если пояс имеет слишком большую толщину, дополнительный размер этой части будет происходить за счет других частей камня, и именно поэтому его пропорции, скорее всего, не будет оптимальными.
Поэтому толстый поясок может указывать на то, что блеск и сияние камня будут уменьшены. Неравномерный пояс, т. е. когда в некоторой части он тоньше, а в другой намного толще, тоже является проблемой. Неравномерность означает, что грани сразу выше и ниже пояска плохо выровнены и непропорциональны.
Вообще, всякий раз, когда вы видите какие-либо признаки плохих пропорций в алмазе, знайте, что это плохая огранка, которая умаляет внешний вид камня.
Как пояс классифицируется?
G.I.A. использует шкалу с 8 сортами: слишком тонкий, очень тонкий, тонкий, средний, немного толстый, толстый, очень толстый и слишком толстый.
Если бриллиант классифицирован по G.I.A., вы увидите сорт пояска в алмазном сертификате.
Толщина пояса должна быть где-нибудь между очень тонкой и толстой. Лучшая толщина будет где-то в середине, в идеале тонкая или средняя.
Избегайте поясов, которые являются слишком тонкими, очень толстыми или слишком толстыми. Помните, непропорциональный пояс указывает на непропорциональную огранку. Поэтому, если вы ничего не знаете об измерениях бриллианта, просто посмотрите на толщину его пояска.
Общие правила огранки камня
Несколько первых методик огранки появилось в XIX веке, именно тогда ювелиры определились со стандартами методик. К тому же появились и фантазийные разновидности. От вида огранки зависит:
- Стоимость бриллианта. Всегда сложная огранка с большим количеством граней будет стоить дороже, чем стандартные способы гранения.
- Внешний вид и блеск бриллианта. С помощью огранки можно скрыть дефекты камня, его неровности. Но это достигается только при условии высокого мастерства ювелира.
Элементы бриллианта
Нередко огранка алмазов выполняется неумело, тогда камень считается испорченным и продается дешевле. Грани должны быть ровными и так преломлять свет, чтоб смотря сквозь камень на солнце можно было увидеть лучи от граней, направленные в одну точку. При этом преломленный луч имеет расцветку радуги.
Первые геометрические расчеты провел Марсель Толковски: именно он определил параметры идеального бриллианта круглой формы, что сейчас является распространенной методикой процесса. Такой камень имеет 57 или изредка 58 граней. Это можно сделать ювелиру, используя методики: Толковски, Джонсона и Рёча, Эпплера и скандинавскую бриллиантовую огранку.
В итоге бриллиант имеет такие части, как:
- корона — верхняя часть камня, имеющая площадку;
- павильон — конусообразная нижняя часть;
- каллета — верхушка камня;
- рундист — часть между короной и павильоном.
Причем ювелиры вычисляют параметры каждой из них, и если они не совпадают со стандартами, значит, огранка неправильная. Но такие методы используются только в стандартных случаях.