Стили ювелирных изделий: целая эпоха в одном в украшении


Модерн — парадокс ювелирного искусства

В конце XIXвека в ювелирном мире возник новый стиль – «Модерн», который сразу же покорил мир, поразив всех свой яркостью, образностью и декоративностью. Для этого стиля характерны сочетание символики и драмы, основными мотивами являются мифологические персонажи, только именно в той вариации, в какой видят их ювелиры. Женщина, блистающая в украшениях стиля модерн – это яркая, изысканная, роскошная и роковая женщина, которую называют Femme Fatale.

«Модерн», без сомнения, отмечает символизм уходящего века, новую роль женщины в обществе, а так же те изменения, которые произошли за последнее столетие. Конец XIX века считается очень сложным в истории периодом, что не могло не найти своего отражения в ювелирном обществе. Европу преследуют потрясения как экономические, так и политические, и на этом рубеже веков и родилось новое направление «Модерн».

Как родиной стиля Art Deco можно считать Англию, так и родиной нового «Модерна» можно считать Францию и Россию. Этот стиль получил расцвет одновременно сразу в двух вышеперечисленных странах, однако в России наряду с новым стилем продолжает развиваться и характерный национальный стиль. Французские же ювелиры стали искать вдохновение не в родной культуре, а в странах востока, и прежде всего – Японии. Получилось комбинирование сразу нескольких культур, поэтому «Модерн» и называют парадоксом ювелирного искусства.

Среди российских имен необходимо упомянуть Сазикова, Овчинникова и Хлебникова, ведь именно русские ювелиры заявили о себе во весь голос, потряся ювелирными украшениями весь мир. В 1851 году на Лондонской выставке Игнатий Сазиков представил потрясающее серебряное изделие, которое сочетало элементы модерна и исконные русские сюжеты. После этой выставки компания Сазикова стала получать заказы со всего мира.

В ювелирном мире Россия стала восприниматься не просто серьезно, страну назвали духовным центром нового направления. Однако отдавать все лавры периода «Модерна» только России не правильно, Франция составляла успешную конкуренцию нашей стране. Эпоху «Модерна» описывают как «прекрасную эпоху буржуазии», где ювелирные украшения являлись символом богатства, благополучия и достатка.

Считается, что основным источником стиля модерн стало увлечение ботаникой, в период с 1896 года по 1900 год Эжен Грассе опубликовал ряд своих работ под названием «Растение и его использование для орнаментов». Еще одним направлением стиля «Модерн» стало японское искусство, в 1878 году на Международной парижской выставке японская графика покорила ювелиров, дав начало новому направлению в рамках модерна. Французские ювелиры и дизайнеры активно использовали японские идеи, однако получалось при этом истинно французское творение.

Французский историк и ювелир Анри Вевер считал японское влияние на французских ювелиров столь существенным, что посвятил ему несколько страниц в своей книге «Французские ювелирные украшения XIX века». Можно долго сравнивать российский и французский стиль мышления эпохи «Модерн», однако существует одно несомненное различие: французы обратили свое внимание на Японию и соединили две культуры. Российские же мастера – ювелиры создали отдельное ответвление стиля «Модерн» — национальную ветвь, которая до сих пор покоряет мир своей самобытностью.

Несмотря на то, что стиль «Модерн» ассоциируется, прежде всего, с роскошью и вечерними нарядами, ювелирные украшения конца XIXвека перестали быть привилегией только состоятельного сословия. Ювелиры стали создавать не просто штампы, подчиняясь капризам богатых людей, а творить истинные шедевры, которые обладали индивидуальностью и вкусом. В ювелирных украшениях «Модерна» прослеживались плавные, текучие, ассиметричные формы, утонченные очертания, мистический колорит.

Если сначала основным мотивом «Модерна» стали флористические темы, то впоследствии стали использоваться мифические мотивы, женские силуэты, природные мотивы, такие, как морская волна. Женский образ получил широкое распространение, однако использовались не просто силуэты, а определенные части тела: лебединая женская шея, точеная ножка, идеальное лицо…

В заключение остановимся на основных характеристиках стиля. Идея: русский национальный колорит и Японская культура. Материал: любой. Мотивы: флористические, мифические, женский образ. Форма: плавные линии, ассиметрия, утонченность.

Эльвира Свиридова

Люсьен Гайар

[/box]

Ар нуво (Art Nouveau — новое искусство,франц.) охватил многие виды творчества, но в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах он уверенно солировал. В Германии его назвали «югендстиль» (Jugend — молодость, нем.); в России — «модерн» (от французского moderne — новейший, современный). Украшения стиля модерн имеют «географические» особенности. Французские ювелиры модерна, к примеру, Люсьен Гайар, Жорж Фуке, виртуозно асимметричны, тогда как «германский разум» (Вильгельм Лукас фон Кранах) тяготеет к симметрии. Неодинакова и палитра — в России она, пожалуй, иная, чем в Европе. Так что течения, наверное, можно определять географическим путём.

Становление и черты стиля модерн

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Но отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.

Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникамХокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем – вершин в снегу и таинственных зверей.

Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.

Стиль Ар нуво – проявление в моде и ювелирных украшениях

Женский силуэт типичной представительницы эпохи модерн зазмеился, напоминая латинское S. Вечерние наряды ар нуво стали необычайно эффектны — из-за асимметрии и манерно изогнутых линий. Из украшений в эпоху стиля модерн особенно популярны колье — ожерелья с «бахромой»(жемчужной или бриллиантовой), идеально подходящие к клиновидному декольте. В моду вошлиширокие «ошейники», усыпанные камнями; изящные обручи с камнем, вынесенным вниз на длинном стержне. Волосы украшались изысканными гребнями с золотом и камнями.

Ювелирное искусство было «маяком» нового стиля. Конечно, и без архитектурного модерна -никуда, но, как правило, брошь создают быстрей, чем особняк.

Примеры антикварных украшений периода модерн: цветы, феи, изгибы линий и самоцветы.

Вселенная флорального (floral на французском — цветочный) модерна — изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, подсолнухи, камыши, ирисы и орхидеи…

[/box]

Эмансипация позволила нагим феям Лалика размножиться и заселить ювелирные изделия. Мастер навеял «сон золотой» — пусть не всему человечеству, но отдельному (богатому) человеку. Томные женские головки и фигурки с длинными волосами и гибкими руками в «летящих» рукавах, — пожалуй, именно они прародительницы всех диснеевских принцесс. Плавная текучесть асимметричных форм, тонкое построение композиции, сочетания глянца эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней — достойное обрамление для миниатюрной дамы из золота.

А в украшениях уже настоящих женщин из плоти — много камней (жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, хризопразов, перламутра). Подбирались не дорогостоящие, а декоративно и колористически подходящие самоцветы.


Рене Лалик

Художники-ювелиры эпохи ар нуво

Напор высокого ювелирного искусства, наконец, пробил стену академического снобизма. В Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства. Начались персональные выставки художников-ювелиров, каталоги стали печатать в журналах, музеи начали закупить коллекции. Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1900 году, аплодировала стоя Маэстро-Ювелиру.

Рене Лалик. Из «отцов» модерна нельзя не сказать о Рене Лалике (Rene Jules Lalique) (как, разумеется, и об Альфонсе Марии Мухе, Жорже Фуке, Чарльзе Роберте Эшби и многих других мастерах). За двадцать с небольшим лет периода ар нуво Рене Лалик весьма изменил устои ювелирного мира. Он ввёл мотив нагой женской фигуры. Рог, перламутр, стекло, слоновую кость Лалик дивно соединял с эмалью и жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Король французского стекла, он разработал способ литья под давлением (бесподобные вазы Лалика).. Поработав в домах Картье и Бушерона, он открыл собственную ювелирную мастерскую. Разработка украшений для Сары Бернар добавила маэстро славы.

Вильгельм Лукас фон Кранах

Люсьен Гайар. (Lucien Gaillard) так же был одним из самых выдающихся ювелиров своего времени. Его оригинальные изделия были лаконичнее, «природней», чем у современников, и пользовались широкой известностью.


Жоржа Фуке

[/box]


Чарлз Роберт Эшби

Одним из представителей ювелирного модерна в Лондоне был Чарлз Роберт Эшби. Его работы, особенно столовые приборы, просто окунают в атмосферу толкиеновской кино-эпопеи (эльфийской линии).


Карл Фаберже

Карл Фаберже. В России периода до 1917 года также работали известные художники, изготовлявшие украшения в стиле модерн. В их числе был и знаменитый Карл Фаберже.

Ар Нуво: короткая, но яркая жизнь


Арчибальда Нокса (Archibald Knox)


С началом XX века флоральный модерн идёт на спад. Проявления этого стиля встречаются и до 1914 года, но форма уже не так изощренна, плавные линии заменил геометризированный декор. Флоральное течение модерна сменилось геометрическим. В позднем модерне уже есть черты конструктивизма и нового стиля с интересным ювелирным воплощением – Ар деко.

Источник – ЮВЕЛИРУМ

Tweet

Ювелирные украшения Ар нуво. Страницы истории

Во второй половине XIX века заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства в Европе оказало открытие торговых путей с Востоком в 1858 году. Представители Японии были приглашены для участия в Международной выставке 1862 г. в Лондоне. Гравюры укиё-э, с самобытной и изящной интерпретацией природы, стали одной из важных составляющих новой эстетики культуры. Наряду с архитектурой, живописью и производством мебели, она нашла отражение в производстве ювелирных украшений, где изысканность форм, интенсивность цветов и использование различных камней, металлов и эмалей создало новый декоративный стиль.

Представители движения «Искусства и ремесла» в Англии, возглавляемые У.Моррисом (William Morris), выступали за включение художественных предметов, выполненных с применением ручного труда, в товары повседневной жизни. Это привело к созданию в Европе и Соединенных Штатах Америки учебно-производственных объединений, готовящих специалистов по производству художественных изделий, подобно тому, как это было в средневековых профессиональных гильдиях.

Подвеска “Васильки”. Рене Лалик. 1898 г. Золото, эмаль, белый халцедон, жемчуг.

Выставочный салон произведений современного искусства Сэмюэля Бинга, а также прошедшая международная выставка 1895 г. собрали большое число мастеров, работавших в новой художественной стилистике, получившей во Франции и Бельгии название Ар Нуво. Открытие художественного салона давало возможность представлять практически все разновидности изделий декоративно-прикладного искусства. Среди них были: изделия с применением витражной техники Тиффани (Tiffany), предметы художественного стекла Эмиля Галле, ювелирные украшения Рене Лалика и др. Поддержку развитию нового художественного направления оказал Национальной совет изящных искусств во Франции.

Создав основу для развития нового художественного начинания, Бинг стал инициатором организации французского павильона на международной выставке 1900 г. в Париже. Он лично руководил работами по оформлению, привлекая талантливых художников и декораторов (Э. Колонна, Е. Гайара и др.).

Кулон “Нимфа с крыльями бабочки”. Рене Лалик. 1897 г. Золото, эмаль, бриллианты.

Основным художественным средством Ар нуво стало использование графической выразительности линии. Она была способна выразить эффект движения, передаваемый в стилизованных формах растений, развевающихся женских волос, форм человеческого тела, фигур животных, насекомых, бабочек и т.д. Однако, сами линейные формы в разных странах проявлялись по-разному. Так, в Англии, получили распространение элементы кельтских узоров в сочетании с геометрическими формами квадрата, треугольника и узла. Во Франции, графические элементы Ар нуво часто отражали стилизованные формы женских волос и растений. В ряде других стран использовались абстрактные формы, и т.д.

Идеи и формы Ар нуво нашли свое оригинальное воплощение в ювелирных украшениях. Среди выпускаемых изделий, получили распространение стилизованные изображения стрекоз, бабочек и различных сказочных существ. С технологической точки зрения, все чаще применялась перегородчатая эмаль, с помощью которой удавалось «оживить» цветовые и световые переходы на крыльях бабочек и т.д. Жесткие формы викторианской эпохи сменили изысканные изображения павлинов (с великолепным оперением), лебедей, ласточек и т.д. Мир ночи, суеверия и страхов представляли летучие мыши, совы, коршуны, гротески и мифологические существа.

В отличие от предыдущего времени, часто изображались женские фигуры и лица, которые органично вписывались в природное окружение. Иногда, создавались мифологические фигуры наяд, нимф, русалок и т.д. Подобные фигуры нашли применение при изготовлении диадем, брошей, браслетов и колец. В известной степени, можно сказать, что в мире дизайна в это время правил «культ женской красоты».

Дизайнеры ювелирных украшений проявляли изобретательность не только в работе с новыми материалами. Традиционные техники и материалы также становились объектами художественных экспериментов. Золото и серебро применялись для создания эффекта пластичности формы, также способствуя эффекту оживления восприятия материи. Получили распространение такие драгоценные материалы как опал и лунный камень, создающие эффекты таинственного мерцания. Для резных волнообразных форм часто использовалась слоновая кость.

Применение техники перегородчатой эмали позволяло получать необычные световые эффекты: полупрозрачность крыльев насекомых, смешение цветов различных материалов между собой и фоном, добавление эффекта пространственной глубины и т.д. Также, проводились разнообразные художественные эксперименты с окрашенным и полированным стеклом.

Диадема. Анри Веве. 1895 г. Желтое золото, бриллианты, техника транслюсид.

Одним из наиболее известных французских дизайнеров, работавших в стиле Ар нуво, был Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Будучи ювелиром, Лалик работал и в других областях декоративно-прикладного искусства. Он был поражен художественными возможностями эмали и стекла. Среди распространенных сюжетов мастера встречались декоративные изделия с обнаженной женской фигурой. Другими известными мастерами нового стиля были Анри Веве (1854 – 1942 гг.) и Эжен Грассе (1841 – 1917 гг).

Гребень “Лебеди и водяные лилии”. Эжен Грассе. 1900 г. Кость, золото, чеканка, перегородчатая эмаль.

В органичных формах своих изделий Веве часто использовал жемчуг. В это же время получили известность изделия фирмы Фуке, выполненные в схожей технике. Расцвет ее работы был связан с деятельностью Жоржа Альфонса Фуке (1862 – 1957 гг.) – представителя второго поколения династии. Для производства ювелирных украшений, Фуке использовал опалы, эмаль, золотую чеканку и цветные драгоценные камни. Сотрудничество с такими мастерами Ар нуво как Альфонс Муха и Этьен Туретта лишь повышали престиж и успех фирмы.

Колье “Чертополох”. Люсьен Гайар. 1903 г. Золото, эмаль, опалы.

Одним из известных ювелиров, работавших в Париже, был Люсьен Гайар (1861 – 1933 гг.), специализировавшийся на изготовлении кулонов и подвесок. На стилистику его работы заметное влияние оказало японское искусство. В своих изделиях Гайар применял опал, цветные камни и эмаль. Одной из причин высокого уровня ювелирных изделий во Франции была профессиональная специализация мастеров. Так, эмальеры нередко работали самостоятельно, оказывая, при необходимости, помощь в работе ювелирам. Даже крупные ювелирные дома периодически привлекали эмальеров к разовым работам на договорной основе.

В период Ар нуво получило широкое распространение производство малых медалей. Они изготовлялись на темы античности (греческих и римских богов и богинь), с изображением женского профиля, религиозных сюжетов и природных мотивов. Подобные миниатюры ювелирного искусства были несложны в производстве, а потому – доступны. Иногда, их изготавливали в виде брошей, подвесок, пуговиц, запонок и т.д. Производство малых ювелирных украшений достигло такого количества, что их можно встретить и сегодня.

Популярность ювелирных изделий в стиле Ар Нуво подошла к концу ко времени начала Первой мировой войны. С тех пор, дизайнеры больше не возвращались к его эстетике, однако некоторые элементы стиля нашли повторное применение после 1930 г.

Арт — Нуво — стиль самой жизни.

Долгое время ювелирные украшения могли позволить себе приобрести только богатые и знатные слои населения, однако XIX век сделал многие драгоценные изделия более доступными и для других слоев населения. Технический прогресс позволил разработать методики, создававшие ювелирные изделия более дешевые, но при этом и менее качественные. Казалось бы, появление не дорогих украшений и дешевого, низкопробного золота в условиях дефицита драгоценностей должно было быть только на руку ювелирам, однако, как ни странно, многие ювелирные бренды стали разоряться.

Оказалось, что люди не оценили возможность покупать некачественные и некрасивые украшения, пускай и дешевые. Многие не видели смысла в том, чтобы тратить деньги и не получать удовольствия от покупки. Своеобразный ювелирный кризис способствовал созданию нового течения в ювелирном мире, без шика исторических стилей, но при этом из-под рук мастеров – ювелиров выходили изящные, стильные и красивые вещицы. Новый стиль получил название Арт – Нуво, и стал вызовом устоявшимся традициям и правилам игры ювелирной моды.

Практически в каждой стране мира стиль Арт – Нуво родился в одно и тоже время, только названия получил разные: в Германии – «югендстиль», в Италии – «стиль Либерти», в Австрии – «стиль Сесисиона», в Испании – «модернизм», а в России – «Модерн». Этот стиль имел прямо противоположное отношение к используемому ювелирному материалу. Ранее подразумевалось, что для драгоценных изделий брали только самое лучшее: золото высшей пробы, драгоценные камни первой категории: бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры, так же довольно часто использовали жемчуг.

Стиль Арт – Нуво полностью «взорвал» ювелирный мир: украшения перестали быть статусными, но при том получились более индивидуальными, позволяли выражать вкус и дизайнерские замыслы, стали более утонченными, чувственными. Ювелиры оценили прелести других материалов, формализм бриллиантов заменили яркие краски опалов, турмалина, халцедона, лунного камня, аквамарина, зеленых гранатов. Бриллианты стали использовать только в качестве подсвечивающего фона, как обертку для понятия красоты прочих камней.

Излюбленной техникой нового стиля стала эмаль, для которой изобретались новые возможности и возрождались старые традиции. Основой стиля Арт – Нуво стала не стоимость ювелирных украшений, а художественный вкус. Рассвет этого стиля пришелся на рассвет одновременно и в других областях искусства: литературы, живописи, театрального мастерства. В это время появились такие мастера как Васнецов, Врубель, начался «Серебряный век» Русской литературы. Поэтому не удивительно, что в настоящее время ювелирные изделия в стиле Арт — Нуво иногда ценятся намного дороже, чем стиль Ампир.

Если обратить внимание на мотивы стиля Арт – Нуво, то несомненно ювелиры стали более откровенными: главным направлением стало женское тело, плавные линии которого символизировали возбуждение, желание и провокацию. Появление женского тела в ювелирном искусстве стало наиболее значимой инновацией данного стиля. До этого времени женские мотивы встречались только в камеях и инталиях. Ювелиры прошлых столетий долго держались за то, что женщина просто не захочет носить ювелирные украшения, которые бы изображали другую, чувственную, соблазнительную и желанную красавицу. Однако успех стиля Арт – Нуво полностью опроверг эти страхи.

Другой темой данного стиля стали флористические и животные мотивы: цветы, змеи, животные, насекомые, природа. Ранее также использовались подобные мотивы, однако в стиле Арт — Нуво они получили новый размах: полные, свободные, детальные создания, настоящий символ жизни, сексуальности и вечности. Те же растения изображались не только в качестве распустившихся цветков, но и бутонов, зачатков, увядающих соцветий: именно это и есть жизнь, которую, наконец, признали ювелиры XIX века.

Самое известное имя в стиля Арт – Нуво – это имя Рене Лалик, ювелир, работы которого продавали такие известные бренды как Boucheron и Cartier. Его коллекция произвела фурор в 1895 году на выставке Французского Художественного общества, гости события были потрясены изяществом и откровенностью натуралистического стиля украшений. Плавные женские формы, нежные изгибы бабочек, гибкое изящество цветов и растений – все это как нельзя более точно отражает направление стиля Арт – Нуво.

В качестве итога подведем черту под основными характеристиками стиля. Идея: не стоимость украшения, а его художественная ценность. Материал: полудрагоценные камни ценятся наравне с кристаллами первой категории. Мотивы – натуралистические темы. Форма: удлиненные линии, плавные изгибы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]