Ювелирные художественные техники — от древних до современных


Филигрань

Вы слышали слово «филигранный» и всегда ассоциировали его в значении «особо тщательный» и «внимательный к мелочам». Вы совершенно правы.

Филигрань — это ювелирная техника, с помощью которой специалисты создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. Филигранные узоры могут быть в виде елочек, веревочек, плетения и других узоров. Эта ювелирная работа выполняется под микроскопом.

У термина «филигрань» латинские корни. Он происходит от слов filum — «нить» и granum — «зерно». Также есть исконно русский аналог — ювелирная техника скань. Это слово пошло от древнерусского «съкати», что означает «скручивать» или «свивать».

Филигрань встречается как в ювелирных украшениях, так и в шкатулках, вазах и даже на эфесах древних мечей.

Если увидите на ювелирном изделии подобный узор, знайте — это филигрань.

Литьё ювелирных изделий — самая применяемая технология производства


Ювелирное литьё, как правило, проводят так: несколько десятков восковых моделей – как шашлык на шампур – собирают и припаивают на один толстый стержень. Получается ювелирная «ёлка», которую аккуратно формуют в специальную глину и запекают. Для качественного литья ювелирных изделий необходимо, чтобы глина спеклась и высохла равномерно, без единой трещинки, а после вытопился и вытек весь воск. Цель – получение формы с пустотами. Далее тщательно перемешанный сплав выливают в форму. После всё остужают, размачивают и удаляют глину и достают уже готовую ёлку в металле. Изделия с неё «обкусываются». Теперь на сцену приглашаются монтировщики (разумеется, ювелирные).

Отливаемые по данной технологии производства ювелирные изделия чаще всего состоят из нескольких деталей. Их скрепляют монтировщики. Части собираются вместе и спаиваются в одно целое, кольца подгоняются до нужного размера, зачищаются огрехи литья и в целом изделию придаётся товарный вид. Если монтировщик не подвёл, то и украшение в процессе носки не развалится.

Ювелирное литьё: шлифовка и полировка изделий

До того, как в изделие вмонтируют камень, украшение шлифуют и полируют. Шлифовка выравнивает профиль поверхности. Полировка (на мягком войлоке) придаёт поверхности зеркальный блеск.

Галтовка – совмещение полировки и шлифовки. Изделия полируют, перемешивая их в барабане с абразивом. Составы абразивов варьируются от скорлупы ореха до высокотехнологичных пластиков. Хотя качество изделия при галтовке получается ниже, чем при последовательном полировании и шлифовании, этот метод достаточно быстр и дёшев. Большинство украшений массовой технологии производства (серебряные изделия, штампованные золотые изделия и недорогие украшения фианитовой группы) обрабатывают только галтовкой.

Закрепка камней в украшениях после литья

Украшению с камнями необходима их закрепка. Закрепщик устанавливает камни в пазы и запаивает так, чтобы они не выпадали. Камни, в большинстве своём, весьма хрупки. Они могут в процессе закрепки не выдержать нагрузок и сколоться. Для дешёвых фианитов это не беда, но скол крупного бриллианта может сильно… огорчить. Не удивительно, что предприятия, как правило, не работают с камнями заказчика, а закрепщик должен быть истинным асом.

Автоматизированные технологии изготовления ювелирных изделий

Чем тщательнее выполнены все этапы, тем лучше изделие на выходе. И тем оно дороже. Если цена работы превысила стоимость материалов, покупатель начинает «бастовать». Поэтому ювелиры прибегают к автоматизации производства.

Скажем, ручная вязка цепей – дело крайне рутинное. Ювелир тянет золотую проволоку необходимой толщины, нарезает звенья и приступает к плетению. Работа будет дороже золота. Но существуют (маэстро, — музыку!) цепевязальные станки. Они создаются под разные типы плетений и могут вязать цепочки сразу из нескольких видов проволоки. Стоимость машинного часа намного ниже, чем человека, а скорость работы выше. Цепи вяжут десятками метров, нарезают на куски нужной длинны и отправляют в продажу.

Алмазная огранка

Это современная техника обработки драгоценных металлов. Ее принцип заключается в том, что золото и серебро под особым углом обрабатывают специальные резцы на разной глубине. После нанесения алмазной грани на украшении получаются тончайшие узоры, которые сверкают при любом свете, будто настоящие бриллианты.

Методическая разработка Морозные узоры в технике филигрань

Статья к МК «Джутовая филигрань» Методист СЮТ Сидоренко О.Г.

Ажурный узор филиграни, Мороз на стекле изваял… Пейзаж на туманном экране, Покоя душе не давал… Откуда такое искусство, Известно ночным мастерам. Каким инструментом искусно, Шедевры поведали нам…

Ажурный узор филиграни, Мой взор волшебством приковал. Мерцанием звездочек манит, Ледовый божественный бал…

Владимир Сергеев

Как морозные узоры на окнах застыли красивейшие, связанные из тончайших металлических нитей, произведения филигранных дел мастеров. Всмотритесь, в них старина гармонично сочетается с современностью, а дыхание веков не анахронизм, а чудесный штрих, незаменимая деталь изделия. И это вовсе не волшебство, а просто филигрань.

Филигранной мы называем искусно выполненную вещь, с особой тщательностью и большим вниманием к мелким деталям. А что же такое филигрань в прямом смысле этого слова?

Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время.

Филигрань – это одна из наиболее изящных ювелирных техник, которая основывается на использовании ажурных узоров. Это самые нежные и утонченные в мире ювелирные украшения, которые приковывают к себе внимание и поражают своей красотой.

Название техники взято из греческого языка. Термин «филигрань» образовалось от двух латинских слов: «филюм» — нить, и «гранум» — зерно. А вот термин «скань» берет свое начало из древнеславянского глагола «скати» — свивать, скручивать. Поэтому, на отечественном пространстве филигрань до сих пор называют «скань». Оба названия указывают на особенности этого вида обработки металла.

Родина филиграни – древний Египет, но искусство скани настолько быстро распространилось по миру, что сейчас историки называют авторами филиграни большую группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски.

На Русь техника филиграни пришла из Византии в IX—X вв. Она применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п.

Сейчас филигранные традиции есть почти по всему миру. Особенно это наблюдается в России, Средиземноморье, Португалии. Техника филиграни известна на Балканах и в Закавказье. Каждый регион приносит свои особенности в композицию изделий и технику, поэтому специалистам не составляет труда отличить, к примеру, мальтийскую филигрань от болгарской или русской.

Скань дополняется зернью. Зернь это мелкие металлические шарики, которые обогащают изделие.

Но прежде чем научится выполнять работы из проволоки, будущие мастера учатся работать с таким податливым материалом как джут.

Возможно, так и появилось название джутовая филигрань. Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая.

Джутовая филигрань одна из новых современных техник. Это необычное и интересное рукоделие, которое появилось сравнительно недавно, благодаря нашим мастерицам, но завоевало свою популярность быстро и надолго. Несложный процесс, но изделие, тем не менее, получается необычайно изысканным. Возможности использования экологически чистого материала неограниченны. Техника джутовой филиграни позволяет воспроизводить невероятно изящные узоры. Весь творческий процесс от замысла до воплощения проходит через душу и руки мастера.

Прекрасный материал для творчества, который можно купить в любом хозяйственном магазине. Джутовый шпагат можно использовать не только как сопутствующий материал, но и как основной и единственный для создания изделий. Он пластичный, прекрасно поддается деформации и держит форму.

Изделия с филигранью

включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль,
дерево
, резную кость.

Нередко филигрань сочетают с эмалью, в том числе финифтью, гравировкой, чеканкой.

Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть. На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали — «финифть

» — происходит от греческого «фингитис», что переводится как « блестящий светлый камень, А из ср. – греч. – «смешиваю».

Древесная филигрань – это инкрустация деревянной стружкой. Древняя техника, используемая в XV веке для украшения икон, была забыта. С 1990 года, за ее вожрождение взялся Владимир Валентинович Цекунов, гомельский мастер по дереву. Он создал оригинальную технологию, которую разработал и воплотил в жизнь. Этот способ украшения получил такие названия, как «Белорусская скань», «Сожская скань», «Скань Цекунова». Эту технику можно считать открытием ХХ века в декоративно-прикладном искусстве. Кружевной рисунок выкладывается стружкой разных пород дерева.

Техника изготовления стружечной филиграни является уникальным явлением. Она относительно проста, но требует большого терпения и осторожности. Единственная школа в мире находится в Гомеле.

К не ювелирной отрасли, относится и бумажная филигрань. В переводе с английского языка «квиллинг» обозначает «птичье перо».

Филигранное кружево из бумаги возникло в Европе в конце 14 начале 15 веков. Монахи создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.

Что можно сделать с помощью бумажной филиграни? Всё!!!

Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.

4

Финифть

Слово имеет греческие корни и означает «смешиваю». В ювелирных изделиях финифть — это создание рисунков на эмали. Ювелирная эмаль не обычная. Она состоит из прозрачных или непрозрачных свинцовых стекол, которыми покрывают изделия.

Финифть используется на крестиках, образах святых, иконах и других подобных предметах. Это отличная декорация, которая обеспечивает ювелирным изделиям долговечность.

Именно благодаря финифти иконы хранятся так долго, что по прошествии сотен лет сохраняют первозданные качества и становятся антикварными.

Чернение

Само слово «чернение» уже описывает процесс и результат художественной техники. Она заключается в том, что специальную смесь (чернь) наносят на рельеф ювелирного изделия.

В итоге получается эффект, создающий контраст между цветом драгоценного сплава и черной массой внутри него. Чернение придает ювелирному изделию особенную красоту и защищает украшение от химических воздействий.

Самый популярный металл для чернения — серебро. Иногда ювелиры также чернят золото, но с остальными драгоценными металлами такую обработку не проводят.

Ручное изготовление ювелирных украшений

В книге подробно рассмотрены практические приемы изготовления ювелирных украшений без использования приспособлений, оборудования и технологий, присущих массовому производству. Описаны инструменты и приспособления, необходимые для ручного изготовления ювелирных украшений. Изложены правила техники безопасности. Книга предназначена для рабочих предприятий ювелирной промышленности и художественных промыслов.
  • О книге
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Материалы для изготовления ювелирных украшении 1.1. Драгоценные металлы
  • 1.2. Сплавы драгоценных металлов
  • 1.3. Цветные металлы
  • 1.4. Сплавы цветных металлов
  • 1.5. Другие металлы
  • 1.6. Драгоценные камни
  • 1.7. Полудрагоценные камни
  • 1.8. Поделочные камни
  • 1.9. Органические камни
  • 1.10. Искусственные камни
  • 1.11. Стекло
  • 1.12. Пластические массы
  • 1.13. Кость, рог
  • 1.14. Дерево, текстиль, кожа, фарфор, резина, папье-маше, эмаль, лаки
  • 1.15. Кислоты
  • 1.16. Щелочи и соли
  • 1.17. Пасты
  • 1.18. Огнеупоры
  • 1.19. Клеи
  • Глава 2. Инструменты и приспособления для изготовления ювелирных украшений вручную
    • 2.1. Мерительный инструмент
    • 2.2. Режущий инструмент
    • 2.3. Инструмент для гибки и правки
    • 2.4. Инструмент для пайки
    • 2.5. Инструмент для шлифования и полирования, матирования и крацевания
    • 2.6. Инструмент для закрепки вставок
    • 2.7. Приспособления
    • 2.8. Средства измерения массы — весы
    • 2.9. Рабочее место ювелира
  • Глава 3. Операции ручного изготовления ювелирных украшения
    • 3.1. Разметка
    • 3.2. Гибка и правка
    • 3.3. Пайка
    • 3.4. Опиливание
    • 3.5. Выпиливание лобзиком
    • 3.6. Сверление
    • 3.7. Шабрение
    • 3.8. Штифтование
    • 3.9. Отбеливание
    • 3.10. Отжиг
  • Глава 4. Классификация, ассортимент, конструкция ювелирных украшении, ювелирная мода
    • 4.1. Классификация ювелирных украшений
    • 4.2. Ассортимент ювелирных украшений
    • 4.3. Конструкция ювелирных украшений
    • 4.4. Ювелирная мода, современные ювелирные украшения
    • 4.5. Технические требования к ювелирным украшениям, уход за ними
  • Глава 5. Изготовление деталей ювелирных украшений
    • 5.1. Изготовление накладок
    • 5.2. Изготовление шинок
    • 5.3. Изготовление кастов
    • 5.4. Изготовление рантов
    • 5.5. Изготовление швенз
    • 5.6. Изготовление замков
    • 5.7. Изготовление шарниров
    • 5.8. Изготовление крючков
    • 5.9. Изготовление петель
    • 5.10. Изготовление стойки
    • 5.11. Изготовление ушек
    • 5.12. Изготовление зерни
    • 5.13. Припасовка деталей ювелирных украшений
  • Глава 6. Изготовление ювелирных украшений
    • 6.1. Изготовление колец
    • 6.2. Изготовление серег
    • 6.3. Изготовление брошей
    • 6 4. Изготовление кулонов
    • 6.5. Изготовление цепочек
    • 6.6. Изготовление браслетов
    • 6.7. Изготовление заколок
    • 6.8. Изготовление медальонов, колье, ожерелей, запонок, зажимов для галстука
  • Глава 7. Закрепка вставок
    • 7.1. Типы огранки камней
    • 7.2. Виды закрепки вставок
    • 7.3. Общие закономерности и особенности технологии закрепки вставок
    • 7.4. Вид брака при закрепке
  • Глава 8. Отделочные операции
    • 8.1. Основные сведения о размерной точности
    • 8.2. Шлифование и полирование
    • 8.3. Матирование и крацевание
  • Глава 9. Декоративная обработка ювелирных украшении
    • 9.1. Чеканка
    • 9.2. Гравирование
    • 9.3. Эмалирование
    • 9.4. Чернение
    • 9.5. Оксидирование
    • 9.6. Гальванические покрытия
  • Глава 10. Техника филиграни
    • 10.1. Виды и элементы филиграни
    • 10.2. Примеры изготовления филигранных украшений
  • Глава 11. Понятие о пробах, пробирном надзоре, клеймах
    • 11.1. Пробы
    • 11.2. Пробирный надзор
    • 11.3. Клейма
  • Глава 12. Техника безопасности, гигиена труда, производственная санитария
    • 12.1. Техника безопасности при ручном изготовлении ювелирных украшений
    • 12.2. Гигиена труда
    • 12.3. Производственная санитария
  • Список литературы
  • Источник: Новиков В.П., Павлов В.С. ‘Ручное изготовление ювелирных украшений’ — Санкт-Петербург: Политехника, 1991 — с.208

Гравирование

Гравировка — это нанесение на ювелирное изделие рисунка, орнамента или надписи. Результат гравировки всегда рельефный. Одна часть рисунка имеет углубление, а другая — выпуклая.

Раньше каждый ювелир наносил гравировку с помощью специальных резцов. Эта работа была долгой и сложной. Микроскопы несколько упростили процесс, но не до совершенства.

Сейчас все крупные ювелирные компании делают 3D-гравировку. Суть ее в следующем. Дизайнеры передают программистам рисунок, который хотят видеть на изображении. Разработчики пишут специальную программу, благодаря которой лазеры наносят нужный рисунок в считанные секунды.

Можно бесконечно долго говорить о том, что ручная гравировка выполнена с душой, но согласитесь: программа в любом случае наносит грани с максимальной точностью. В итоге вы носите ювелирное украшение с идеальной гравировкой.

Ювелирные техники: виды и особенности (часть I)

При создании ювелирных украшений мастера используют разные технические приёмы. Тонировка поверхности изделия, работа с линией и контуром, работа с цветом – множество удивительных техник, о которых мы расскажем в нашем блоге.

Тонировка, покрытие поверхности ювелирного изделия позволяет создавать необычные декоративные эффекты, менять цвет украшения и добавлять ему блеска. С XIX века самым распространённым способом тонировки изделия является гальванообработка: покрытие наносится на ювелирное украшение посредством осаждения металлов из растворов солей под воздействием электрического тока.

Различают несколько видов покрытий:

  • Золочение – это нанесение тонкого слоя золота 999.9 пробы на поверхность ювелирного изделия с помощью гальванообработки: чистое золото наносится на ювелирное украшение посредством осаждения металлов из растворов солей под воздействием электрического тока.
  • Серебрение – это нанесение на поверхность изделия тонкого слоя серебра 999.9 пробы. Покрытое дополнительным слоем серебра изделие приобретает яркий цвет и становится более устойчивым к внешним воздействиям.
  • Оксидирование – это процесс покрытия серебряного изделия равномерной плёнкой сульфида, за счёт которой серебро приобретает интересный оттенок с тёмными и светлыми цветовыми переходами, позволяющими акцентировать внимание на рельефе изделия. Оксидированию можно подвергать украшения и сувениры, но не те изделия, которые контактируют с продуктами питания.

  • Родирование – это декоративное покрытие серебряного или золотого ювелирного изделия родием, благородным металлом платиновой группы. В зависимости от цвета электролитов родированные изделия могут иметь светлый или тёмный цвет.
  • Чернение – процесс тонирования изделия, при котором измельчённую чернь (смесь сульфидов серебра, свинца и меди) наносят на гравированную поверхность металла. Затем изделие подвергают обжигу, после которого чернь уходит в бороздки рисунка и прочно сплавляется с основой.

Стоит помнить о том, что любой вид покрытия подвержен стиранию. Такие украшения следует снимать перед принятием ванны, во время работы по дому и занятий спортом. Обновить гальваническое покрытие и вернуть изделию первозданный вид можно в любой ювелирной мастерской, в том числе и в мастерской «Золото Гуру».

Для украшения ювелирного изделия рисунком тоже используется множество различных техник:

  • Канфарение – старинный ювелирный приём, с помощью которого на поверхности металла создаётся «шумовой фон» — крошечные узоры, штрихи и линии.
  • Гравировка – схожий с канфарением приём, с помощью которого на изделие наносится рисунок, узор или надпись. Различают лазерную, химическую и ручную гравировки. Особенность технологии последней заключается в том, что рисунок наносится вручную с помощью специальных инструментов – штихелей. В результате изделие можно назвать эксклюзивным, ведь не существует другого с точно таким же рисунком.

  • Инкрустация (инкрустирование) – ещё одна ювелирная техника, которая требует от мастера идеальной точности. На изделии гравируется орнамент, а затем в полученных углублениях закрепляется тонкая металлическая проволока, контрастная фону изделия. Инкрустацию осуществляют и однородными материалами (металлом по металлу), и материалами разных типов (камни по металлу). Создание узора в этом случае происходит за счёт разности фактур или цветовой гаммы.

Часть II

Родирование

Родирование — это нанесение на изделие тончайшего слоя драгоценного металла родия. Эта процедура нужна для придания украшению твердости и особо яркого белого цвета. Вы ведь помните, что золото и серебро — мягкие металлы?

Родий — прочный металл с поразительной отражательной способностью. Он держит блеск намного дольше золота и серебра, поэтому стоит в разы дороже.

Никогда не путайте благородный родий с радиоактивным химическим элементом радием. Родий — безопасный и очень дорогой металл!

Мокуме Гане

Мокуме Гане — художественная техника, пришедшая к нам из Японии 18 века. Техника заключается в придании ювелирному изделию древесной структуры. Профессионалы достигают такого эффекта путем наложения друг на друга разных по цвету драгоценных металлов и меди. В итоге получается изделие, которое нельзя создать из обычного металла.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]