Эмалирование, расписная финифть и филигрань: ювелирные тонкости работы мастеров Kabarovsky


Скань или филигрань?


По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».
Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Kabarovsky — один самых креативных ювелирных брендов России

Философия Kabarovsky строится на объединении традиций ювелирного искусства с актуальными модными тенденциями. Российское ювелирное искусство на протяжении веков дарило миру великих мастеров, традиции которых до сих пор сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно это позволяет Kabarovsky быть теми, кто они есть — последователями мастеров ювелирного дела. Концепция украшений бренда основана на традициях домов Фаберже, Рюккерта и Хлебникова: внимание к мельчайшим деталям, необычные образы, давно забытые техники работы с драгоценными металлами и в то же время современный дизайн, актуальные тренды и инновационные технологии позволяют им производить на свет как настоящие произведения искусства, так и популярные сезонные коллекции, и гордо носить статус одного из самых креативных брендов современной ювелирной России.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Martina25

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями. История В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр. Источник:https://finifty.ru Фото с сайта:https://www.fotorussian.ru https://images.yandex.ru
Фруктовница сделана из железной проволки. Все детали между собой спаиваются пояльником.

Подсвешник в виде самовара.

Здесь я соединила две технологии.

Ночник.


https://stranamasterov.ru/node/186967
Мастер-класс по изготовлению филиграни от Волшебницы (marusic)
Для всех, кто думает, что это очень сложно: трудоёмко — да, время отнимает — да. Но не сложно! Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика, это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле. «Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «рифилигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны)))))) Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью))) К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. https://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q https://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009as7x https://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk https://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9 Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша, но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет по изготовлению «металлической» филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа (фотографирование и питьё чая не в счёт)))) Для изготовления понадобится вот что:


Пластик двух цветов Гель (не обязательно фимовский) Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.) Зубочистки Иголка Металлическая пудра Сперва о пластике. Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю. В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит. Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен. Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама. Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий, но не настолько, как софт) Что касается цвета: всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать. Металлическая пудра выбирается соответственно (она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся в художественных магазинах, в отделах для реставрации). Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика, так и без. Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет. Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого. Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более естественным. В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы. *Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому, что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю, узоров много, а эффекта ноль))))))* ———————— Лучше, если вы для работы намешаете пластик, который будет максимально приближен к цвету металла. Это добавит большей натуралистичности. Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого узора — светлый. В светлый при желании можно подмешать металлической пудры, так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры. Своей пластичности материал не потеряет, даже если в него подмешать изрядное количество пудры. Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать и еще раз пустить в дело. К слову, о пластичности: Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из пластика, и это не предел))) Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся). Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие должно быть видно без лупы))) А вот такие и еще потолще придётся раскатать: В чём, собственно, хитрость филиграни? А в том, что чаще всего использется не груглая проволока, а сплющенная. Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант смотрится гораздо тоньше заготовки. Именно за счёт такого профиля и достигается эффект изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку — будет иметь приличную высоту. А значит и прочность) ————————— Подготавливаем верёвочки для узора:


Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика (того, что светлый), а затем прокатать несколько раз в металлической пудре. Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы) Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы, чтобы получить совсем тонкую верёвочку. Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического блеска. Из этих заготовок нужно сделать такое: Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) — для внутренних узоров. Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины). Вы можете использовать и другой способ, для получения более чернёного варианта. Для этого вам нужно взять тёмный пластик, сделать из него какой-то элемент, а потом натереть металлической пудрой те места, которые должны блестеть. Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой. Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой плоской верёвочки (которая используется в ободках). Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки. Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал. Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще. Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие. Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки, держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал, т.е. вообще не нажимая на пластик. Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием))) Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка). Прозрачность помогает контролировать толщину. После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают, поэтому проблем никаких не возникнет)) Даже если результат расплющивания вас не радует, знайте, что это поправимо. Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились) ————————————- После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно приниматься за основу. Она делается из тёмного пластика. Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской. В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной. Толще 2-х мм делать не целесообразно, потому что потом с ободками придётся туго) Ободок, прилегающий непосредственно к основе, должен быть выше её не менее, чем на миллиметр. Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка. Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько витков из разных верёвочек. В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку. Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать), необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты. Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу, потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса)) И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения, состоит именно в поэтапном обжиге. Пока основа запекается, вы готовите «припой»))) Для этого смешивается гель с мет. пудрой. Эта смесь необходима для заливания швов. Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель. Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем, чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности. Далее снова следует краткий обжиг. Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные верёвочки, если это нужно. Они могут быть такими же по высоте или ниже, гладкими или витыми. Обратите внимание — швов не должно быть видно. Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими. Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой. Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы делаете))) С филигранью без этого сложно. Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере, в ювелирной технике именно так и принято))). Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент для нанесения)))).


Далее выкладывается контур.


Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует большей осторожности. Перенос мелких деталей на основу делается так: кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь))) Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато)) После того, как контур выложен — снова краткий обжиг. Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно. Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.


При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы, но и там, где детали соприкасаются с контуром. Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу. Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите продвинуть кончик элемента между другими элементами. Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем! —————————— Немного об узоре: как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек. Элементы бывают такие: Это классика. Есть и еще масса других, более навороченных, это уже для тех, кто войдёт во вкус))) Они все еще и называются по-своему, но этим я морочить вас не стану)))) ————————— Если вы захотите использовать какую-то вставку, то она должна быть заранее обожжена. Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того, как вставка прикрепляется к основе. Вставку нужно поместить в ободок (на гель). Затем уже с помощью геля прикрепить к основе. Помним про швы. Далее снова короткий обжиг. Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку, то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель), как показано ниже на фото справа,


затем иглой сделать насечки. Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.


Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку. Далее выкладываете оставшийся узор. После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь)) Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше), обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных размеров, а затем скатываете в шарики. Это не сложно, но долго)


Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру) А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии. На гель, смешанный с пудрой. Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))


После этого изделие идёт в финальный обжиг. Минут на 20. Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе и окружать их элементами в виде колечка. Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до запекания основы. ——————————— Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается. Это сразу погубит весь металлический эффект. А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком)))) Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск. Итог:


——————————— Маленький бонус для осиливших до конца)))))))): если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка, есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)


Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику «остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку. И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек: ————————————————— И напоследок: помимо сухой пудры можно использовать и смесь с металлическим порошком на восковой основе. В таком случае этой пастой натирается всё после обжига, затем в печку на пару минут. Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой. Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой. Пудра даёт абсолютно ровную поверхность. Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный с большим количеством пудры, то после запекания это будет выглядеть как матовый металл. Так же некоторые записи читайте на моём сайте )))

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции… Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Ювелирное искусство Древней Руси — наследие поколений

Ювелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров.

Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

Ювелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии — пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления — каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina’s Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

Несмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Не менее известна и «Черниговская гривна» (она же «Гривна Владимира Мономаха»), которая была утеряна владельцем, а позже найдена археологами. На этом чеканном медальоне XI века с одной стороны изображена женская голова в клубке из восьми змей с молитвой против болезней на греческом языке, а с другой — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Тончайшая работа медальона настолько высока, что по записям того времени оценивалась примерно как размер княжеской дани со среднего города.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

Именно в XIII веке в России появился термин «ювелир» вместо «золотых и серебряных дел мастер», а благодаря новым технологиям и активному использованию драгоценных камней началась эпоха расцвета ювелирного искусства. В начале XIX века русские дизайнеры выработали свой собственный, отличный от европейского стиль работ, при этом практически у каждого ювелира были свои особенности. В то время появляются такие известные и в наше время имена, как фирма Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Болотова Леля

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Ковать или волочить

Вам будет интересно:Морфогенетические поля Р. Шелдрейка: описание теории, особенности и интересные факты

Ювелирные шедевры, созданные в технике скани (филиграни), были и до нашей эры. Различие со сканью Древней Руси определяется способом производства проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Ковали проволоку или протягивали заготовку через приспособление для волочения – в итоге получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для ее изготовления применялась ковка.

Древнерусские мастера Х века сканое серебро и золото получали вторым методом — волочением. Что такое скань, сделанная много веков назад, лучше всего посмотреть в музеях. В них есть великолепные образцы предметов княжеского быта и церковной утвари, украшенные сказочными орнаментами. Одежда (сапоги, пояса и прочее), оклады книг, посуда, кресты — узоры филиграни расцветали везде. Стоит напомнить, что и шапка Мономаха украшена сканью.

Техника скани требует мастерства

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]