Рене Лалик — ювелирный революционер


Вандомская площадь в Париже — ювелирное сердце Франции. Фото: paris-hotel-mansart.com Стремительный взлет ювелирного искусства Франции произошел в XVII веке. Причудливое искусство барокко вводит в моду изделия, украшенные тонкой резьбой, объемным чеканным рельефом. Особой популярностью в украшениях пользуется жемчуг. Возникает интерес к живописи в ювелирных изделиях: яркие сочетания разноцветной эмали с золотом и драгоценными камнями добавили украшениям еще больше сходства с творениями великих художников.

Реклама — Продолжение ниже

В конце XIX — начале XX века на вершину возносится модерн — стиль, в котором Франция покоряет всех без исключения. Ювелирные изделия этого направления не просто изящные и красивые — они гипнотизируют зрителя плавностью линий, их естественными переплетениями и воздушностью форм.

Но давайте вернемся в наше время и поговорим о произведениях ювелирного искусства, ради которых можно бросить все и умчаться во Францию. И начнем мы со знакомых многим брендов, которые неизменно доказывают свою исключительность уже не одно столетие.

Lalique


Корсажное украшение с драгоценным жасмином от Rene Lalique. 1899−1902 годы, Музей Рене Лалика
Рене Лалик — пожалуй, ярчайший и самый известный представитель ювелирного модерна. Этот художник всегда хотел создавать что-то новое, не боясь нарушать привычные шаблоны. И это ему удалось: сначала в ювелирном мире, а затем и в стекольном производстве. Благодаря своему огромному таланту и непомерному трудолюбию Лалик стал настоящим самородком французского ар-нуво (он же модерн).

Одним из революционных приемов в творчестве Лалика является использование недрагоценных материалов: медь, латунь, черепаший панцирь, рог. Многие музеи мира гордятся наличием изделий этого мастера в своих экспозициях. Рене Лалик прославился не только как ювелир — позднее он увлекся работой со стеклом и в последствии посвятил этому материалу всю свою творческую энергию: флаконы для духов, статуэтки и вазы никого не оставляли равнодушным. В последние годы Рене Лалик занимался масштабными работами: оформление ресторанов, гостиниц.

Реклама — Продолжение ниже

Сейчас украшения Lalique можно приобрести во многих городах Франции. Так, в Париже бутик находится по адресу: 11 rue Royale. На официальном сайте компании можно получить полную информацию о режиме работы магазинов.

Если же покупка дорогих украшений — не ваша цель, но есть желание просто вдохновиться прекрасным, то в Эльзасе, в деревушке Wingen-sur-Moder в горах Вогез, где Лалик построил свою стеклянную фабрику в 1919 году, находится одноименный музей, открывшийся в 2011 году. Здесь можно увидеть порядка 500 неповторимых произведений мастера и узнать больше о самом Рене Лалике.

Рене Лалик

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Рене Лалик

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

Cartier


Часы Cartier с пантерой: белое золото, оникс, бриллианты.
Все началось в 1847 году, когда молодой амбициозный Луи-Франсуа Картье выкупил мастерскую у своего наставника Адольфа Пикарда, дабы реализовать свои идеи в области создания украшений. В отличие от набирающего тогда популярность стиля модерн, художник выбрал для своего творчества направление ар-деко с характерными для него геометричными строгими формами. Незаурядные способности молодого Картье сложно было не заметить, поэтому в скором времени клиентами его мастерской стал чуть ли не весь цвет высшего общества Франции.

Что же особенного было в его украшениях? Картье ввел в моду анималистические образы: бабочек, жуков, скорпионов. Используя один из символов Древнего Египта, он создавал своих скарабеев. До Картье использовать образы насекомых в украшениях считалось моветоном, но он преподносил их настолько умело, что ему удалось влюбить публику в свои украшения. Луи-Франсуа также одним из первых стал активно работать с платиной, заменяя ею привычные золото и серебро.

Реклама — Продолжение ниже

Гости столицы Франции могут сразу отправиться в главный бутик Cartier в центре Парижа на Елисейских полях, который недавно был отреставрирован и вновь сияет своим неповторимым шиком. Однако, не стоит забывать, что фирменные магазины ювелирного дома находятся во многих городах Европы и за ее пределами. Любую необходимую информацию об их расположении и ассортименте можно найти на официальном сайте.

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Рене Лалик

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Boucheron


Кольцо Hôtel Particulier из коллекции высокого ювелирного искусства Boucheron.
Вообще, во Франции не мало именитых ювелирных династий. И в их число безусловно входит Boucheron: их украшения пленяют своей красотой, а история этого бренда насчитывает более 150 лет. Сам ювелирный дом Boucheron был открыт в 1895 году, но отец-основатель славной династии ювелиров, Фредерик Бушерон, начал свою работу еще раньше — 1853−1870 годах. Среди клиентов Boucheron побывали индийский принц, персидский шах, российская царская семья и такие знаменитостях, как Сара Бернар и Эдит Пиаф.

Этот заслуженный успех обусловлен неустанным трудом и талантом художников ювелирного дома. Фредерик Бушерон умело сочетал в своих изделиях такие материалы как платина и слоновая кость, бриллианты и дерево, золото и черепаший панцирь, сталь и стекло. Мастер любил создавать украшения в так называемом стиле Марии-Антуанетты, который соответствует стилю XVIII века. Кроме того, Фредерик Бушерон очень симпатизировал египетским и китайским мотивам, которые были очень популярными в тот период.

Французские ювелирные бренды

Франция всегда была уникальной страной, именно здесь бушевали страсти королевского двора: ревность и любовь, интриги и зависть, шик и великолепие. Неудивительно, что все эти чувства нашли отражение в украшениях французских ювелирных брендов. Их изделия потрясают своим изяществом, светскостью, уникальностью и изысканностью.

Франция! Здесь родились, и по сей день живут самые известные имена на ювелирном небосклоне: элитные ювелирные бренды Cartier, Boucheron, VanCleef&Arpels. Украшения этих известных ювелирных брендов являются не просто дорогими аксессуарами, но подлинными шедеврами ювелирного искусства, многие из которых нашли свое место в самых крупных музеях мира.

История большинства французских ювелирных брендов началась в тот период времени, когда во Франции правили короли и королевы, фавориты и фаворитки. Многие ювелиры начинали с того, что выполняли приватные заказы коронованных особ, ведь в то время ювелирные украшения известных брендов пользовались бешеной популярностью, позволяя добиться благосклонного внимания довольно привередливых леди и джентльменов.

Украшения французских брендов ювелирных изделий были настолько уникальны и совершенны, что их носили монархи Германии, Монако, Испании. И по сей день, Франция является родоначальником самых элитных ювелирных брендов, олицетворяя собой качество, ювелирные традиции, мастерство и совершенство.

На мировой арене существует не так много брендов ювелирных украшений, история которых пристально изучается, работа мастеров-ювелиров берется за основу, драгоценные изделия копируются, а техники передаются из одного поколения в другое. И большинство таких мировых брендов ювелирных украшений находится именно во Франции.

Немало важно и то, что во Франции мировые ювелирные бренды имеют давно и прочно устоявшиеся традиции. Однако компании не просто закостенело следуют техникам прошлого, элитные ювелирные бренды постоянно совершенствуют мастерство создания украшений, ищут новые подходы и направления, следуют современным законам и в итоге рождают совершенно уникальные драгоценности, которые признаются во всем мире.

Ювелирная социальная сеть предлагает Вам погрузиться в романтичную и изысканную историю французских ювелирных брендов, насладиться романтикой и чувствами именитых ювелиров, увидеть потрясающие шедевры ювелирного искусства, которые навеки запечатлены в наших сердцах.

Van Cleef & Arpels


Ювелирные часы Van Cleef & Arpels со скрытым циферблатом.
История еще одного французский бренда началась с очень приятного события — с бракосочетания. Узами Гименея связали себя представители двух семей, основной деятельностью которых была торговля драгоценными камнями. Эстель Арпельс и Альфред Ван Клиф сыграли свадьбу в 1896 году. А в 1906 году объединившись с братьями своей супруги Ван Клиф открыл ювелирный магазин.

Для создания великолепных произведений молодой бренд приобретал самые лучшие драгоценные камни по всему миру. Van Cleef & Arpels не стали следовать вечно меняющейся моде, предпочтя ее создавать, что у них прекрасно получалось. Успех их блистательных изделий позволил расширить бизнес — первый бутик в Америке открылся 1939 году. Компания Van Cleef & Arpels считается изобретателем так называемой «невидимой» закрепки (от английского «invisible»), когда драгоценные камни образуют единую поверхность, не утяжеляя композицию изделия дополнительными креплениями-кастами.

Если вы оказались в Париже, то посетить бутик Van Cleef & Arpels можно по адресу: 20−22 Place Vendôme. Магазины в других городах и странах можно узнать на сайте бренда.

Вообще же, хотелось бы заметить, что если вы желаете оказаться в самом сердце ювелирного мира Франции, то можете смело отправляться на Вандомскую площадь — именно здесь зарождались многие знаменитые ювелирные дома, а те, что открывались в другом месте — непременно появлялись там позднее. На площади можно найти бутики как звездных брендов, так и молодых талантливых дизайнеров.

Реклама — Продолжение ниже

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним — «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.

Блошиные рынки Парижа — игра в поиск сокровищ

Если вам хочется чего-то особенного, то не стоит забывать, что Париж — город многогранный, здесь можно найти практически все. Так, напротив Лувра, на улице Риволи находится антикварная галерея, где продается множество ювелирных изделий (в основном, винтаж), средняя стоимость которых около 450 евро.

Также немало открытий подарят блошиные рынки, где можно найти самые необычные и неожиданные изделия. Так что берите наличные (карточки на рынках не принимают даже в Париже) запасайтесь терпением и вперед, на поиски своего сокровища. Только помните, что многие из рынков работают только по выходным.

Адреса и режимы работ наиболее известных блошиных рынков Парижа следующие:

Рынок Marché St Ouen/Porte de Clignancourt

marcheauxpuces-saintouen.com

Реклама — Продолжение ниже


Блошиный рынок Сен-Уан. Фото: blog.bufettaburet.ru

Адрес:Доезжайте до станции метро Porte de Clignancourt (Линия 4), далее — по дорожным указателям. Рынок расположился между 18-м округом Парижа и северными границами района Сен-Уан (St. Ouen). (Google карты)

Часы работы рынка:9:00−18:00 по субботам; 10:00−18:00 по воскресеньям. Вход свободный.

Рынок Marché aux Puces de la Porte de Vanves

pucesdevanves.typepad.com


Блошиный рынок Porte de Vanves. Фото: ispywithmygreeneyes.wordpress.com

Адрес:Avenue Georges Lafenestre и Avenue Marc Sangnier, 14 округ Парижа. Станция метро Porte de Vanves (Линия 13). (Google карты)

Реклама — Продолжение ниже

Часы работы рынка:7:00−14:00 каждые субботу и воскресенье. Вход свободный.

Рынок Marché aux Puces de Montreuil


Блошиный рынок Porte de Montreuil. Фото: parisdimanche.com
Адрес:Avenue de la Porte de Montreuil. Станция метро Porte de Montreuil. (Google карты)

Часы работы рынка:7:00−19:30 по субботам, воскресеньям и понедельникам. Вход свободный.

Вирен Багат

Практически выросший в стенах универмага, которым управляли родители, Вирен нашел свое призвание в создании миниатюрных драгоценных произведений искусства. Следуя за вдохновением, Багат умело воплощает в своих изделиях сочетание родной индийской культуры и эстетики стиля ар-деко.

Талантливого ювелира прозвали «индийским JAR» за яркую художественность украшений: каждое из них Вирен сначала тщательно прорабатывает на бумаге, и лишь после этого выставляет на суд своей команды опытных мастеров.

Ювелирный дом Bhagat выпускает около 60 ювелирных изделий каждый год, преимущественно из таких драгоценных камней, как рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты.

Реклама — Продолжение ниже

Ювелирный музей в Париже

Возможно, приобретение ювелирной продукции не входит в ваши планы, — тогда вы можете просто полюбоваться прекрасными произведениями в парижском музее декоративно-прикладного искусства. Этот один из богатейших музеев Европы расположился в западном крыле Лувра, и свои двери для первых посетителей распахнул в далеком 1905 году. Разнообразная роскошная мебель, посуда, аксессуары и, конечно, драгоценности разных эпох расскажут об образе жизни богатых и знаменитых жителей Франции. Кроме того, это еще одно место, где можно насладиться творениями Рене Лалика.

Скорее всего, у вас не составит труда найти знаменитый Лувр, но, на всякий случай, упомянем адрес музея: 107, rue de Rivoli.

Франция — одна из ярчайших стран Европы, и сложно представить ювелирный туризм без посещения этого необыкновенного романтичного места.

Революционеры выбирают… бабочек

Вы спросите, куда же делся дух авантюризма, которым молодой Рене Лалик некогда смущал парижских буржуа? Неужели за сто с лишним лет ювелирный дом превратился в тихий благопристойный магазин дорогих ваз и шифоньеров? Кто же теперь смущает общественность? С этим все в порядке. Компания Lalique регулярно приглашает к сотрудничеству современных художников и архитекторов и позволяет им «отрываться» по полной. К примеру, скандальный тусовщик и художник Терри Роджерс, живописавший изнутри ночную жизнь нью-йоркской богемы, переосмыслил лаликовских «Вакханок». В версии Роджерса девушки на вазах получились эдакими моделями из ночных клубов, приглашающими к знакомству. Архитектор Заха Хадид создала коллекцию ваз из черно-белого хрусталя по природным мотивам Лалика. А главный провокатор современности, художник Дэмиен Херст, поучаствовал в создании 12 разноцветных панно с изображением бабочек. Как и Лалик в свое время, он испытывает нежную любовь к этим насекомым. Видимо, для революционеров это общий пункт.

Lalique. Ваза из коллекции Anemone.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]