Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.
Что такое декоративная эмаль?
Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.
Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.
Особенности состава эмалей
Основываясь на данных спектрального анализа, исследователи установили, что качественный состав, используемый для изготовления эмалей в XVI–XIX веках, сильно отличается от современных образцов.
Благодаря этим исследованиям выявлены следовые количества танина, ванадия, таллия, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.
Скорее всего, эти вещества попали в состав покрытия из-за загрязнения реактивов: лишь малая часть из этих компонентов вводилась для достижения определённого эффекта.
Сегодня технологии позволяют более точно прогнозировать результат от введения того или иного пигментного вещества. Уровень технологии даёт возможность оперировать с сотыми и тысячными долями концентрации, что открывает невероятный простор в палитре оттенков.
Большинство эмалей до XIX века были получены в результате эксперимента. Сейчас экспериментальная работа ведётся в области получения новых оттенков.
Так, сотрудниками ВНИИ Ювелирпрома были разработаны и введены в производство 12 новых оттенков.
Особенности работы с эмалью
В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.
Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.
Как создаётся перегородчатая эмаль
В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.
После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.
Уникальные изделия и ширпотреб
Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.
Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.
Эффект оконных витражей
Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.
Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.
Известные примеры
Фиески-Морган ставротеке
Корона Мономаха — начало 11 века
Fieschi-Морган Staurotheke является примером византийского эмалирования знакомства в начале 9 — го века, хотя некоторые полагают , уже о дате создания , как 700. Это было вполне возможно , сделали в Константинополе, хотя есть споры вокруг его происхождения, некоторые предполагающие это было сделано в Сирии из-за несоответствий в греческих буквах. В настоящее время он находится в Музее искусств Метрополитен . Предположительно, ставротеке Фиш-Моргана принадлежала Папе Иннокентию IV и была принесена на запад семьей Фиески во время крестовых походов. На крышке шкатулки изображен Христос на распятии, стиль, который обычно не встречался в византийском искусстве до конца VI века и оставался необычным на протяжении всего периода. Работа не особо доработана, что говорит о том, что создатель, возможно, не был знаком с работой перегородчатой элиты.
Священная корона Венгрии
Эмаль архангела Михаила из Святой короны Венгрии — 11 век
Святая Корона Венгрии , также известная как Корона Святого Стефана , была использована в качестве коронации короны Венгрии с 1000 года, когда венгерский Royals ввел христианство в страну. Он содержит в основном византийскую эмаль, происходящую из Константинополя, хотя не доказано, что они были созданы изначально для этой цели. Эмали закреплены вокруг основы, а сверху прикреплены несколько бляшек. На одной эмали изображен Христос, восседающий на императорском престоле и благословляющий. Другая эмаль, расположенная на обратной стороне короны, изображает бюст императора Михаила VII Дука (1071-1078) рядом с другой мемориальной доской , изображающей его сына Константина . Также изображен венгерский король Геза I (1074-1077), хотя он не носит нимба, как Майкл VII Дука или Константин, что указывает на его более низкий статус, чем у византийских императоров.
Бересфордский крест надежды
Бересфорд Надежда Крест является наперсный крест , предназначенный для использования в качестве раки. С одной стороны, Христос изображен у Распятия, а с другой — Мария молится между бюстами Иоанна Крестителя, Пертера, Андрея и Павла. Датировка спорна, но большинство согласны с тем, что она была сделана в 9 веке. Стиль похож на ставротеке Фиески-Моргана; перегородчатая часть обоих неочищена и стилистически небрежна по сравнению с другими образцами. Несоответствия в греческих буквах на кресте означают, что, возможно, изделие было изготовлено не в Византийской империи, а в южной Италии, где у лангобардов были свои собственные металлические мастерские.
Кувшин Сен-Морис д’Агаун
Традиции китайской эмали
В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.
В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.
Перегородчатая эмаль в искусстве
История использования эмали насчитывает не одну сотню лет. Искусство развивалось параллельно в разных странах, но суть технологии перекликалась, несмотря на местные особенности. Зародилась технология в Древнем Египте, затем через Византию получила широкое распространение в Европе и дошла до Древней Руси.
В Древней Руси
Первое упоминание о русской финифти встречается в 1175 году в Ипатьевской летописи. Хотя изначально эмалью украшали предметы церковного обихода и иконы, эволюция мастерства русских ювелиров позволила приобрести технике непередаваемый колорит.
Интересно! Самые известные произведения ювелирного искусства с применением клуазоне – яйца Фаберже.
К сожалению, революция 1917 года на длительное время повергла всю отрасль в упадок. Но сегодня всё больше мастеров обращается к технике перегородчатой эмали, достигая немалых успехов на этой стезе.
Китайская эмаль (цзинтайлань)
В Китае возникновение этого декоративно-прикладного искусства датируется правлением императора Цзинтай, из-за чего техника носит такое название. Китай – родина самых красивых изделий в этой технике.
Тончайшие рисунки нанесены не только на ювелирные украшения, но и на ширмы, курильницы для благовоний, чаши и палочки для еды.
Интересно! До ХХ века изделия цзинтайлань можно было встретить только в храмах и императорском дворце.
Однако в 1904 году в Чикаго на международной ярмарке китайская перегородчатая эмаль заслуженно заняла I место.
В Японии
Методика работы с эмалью пришла в Японию из Китая и получила название «сиппо». Основными отличиями от материковой техники стала более приглушённая палитра цветов с меньшим количеством оттенков, преобладание чётких геометрических узоров и характерным зеленоватым фоном.
Вторая половина XIX века стала периодом ренессанса для сиппо. С изобретением новых видов стойких, красочных составов техника стала разнообразнее, хотя классические сюжеты не утратили актуальность.
Византийские эмали
Стремительное развитие науки и искусства обусловили быстрый технический прогресс, что позволило в VIII веке зародиться такому явлению, как византийская эмаль.
Впервые в ювелирном искусстве такое покрытие использовалось как самостоятельная техника и художественный приём, а не средство имитации драгоценных камней.
Именно византийская техника считается классической. Она послужила основой для развития искусства клуазоне в средневековой Европе и Древней Руси.
Грузинская перегородчатая эмаль
Минанакри без преувеличения – визитная карточка государства. Самые ранние образцы грузинской финифти насчитывают 12 столетий.
Многие ранние памятники носили сакральный характер, служили для украшения церквей. К сожалению, свидетельства прошлого до наших дней дошло в обломках. Но с XIX века почти утраченное искусство обрело вторую жизнь.
Художественная эмаль из Грузии
Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.
Византийская эмалевая традиция
Византийцы были первыми мастерами, которые начали иллюстрировать подробные миниатюрные сцены эмалью. Было обнаружено несколько примеров ранних византийских эмалевых рам без стеклянного флюса, и была выдвинута гипотеза, что они использовались в качестве обучающих инструментов в мастерских. На некоторых неполных эмалевых базовых пластинах есть углубления, обозначающие линию, к которой будет прикреплена золотая проволока, что указывает на то, как были очерчены рисунки до начала пайки и эмалирования. Потому что они не были вырезая углубления в плиту основания и затем заполнить отверстие стеклянного флюса, византийские рабочие могли бы также использовать золотую проволоку, чтобы создать образцы, которые не отдельные Выемки друга от друга, в результате чего в стиле, который появляется больше как нарисованная линия.
Большинство известных сегодня византийских эмалей относятся к IX – XII векам. Период иконоборчества 726-787 гг. Нашей эры означал, что большинство образцов, датируемых 8 веком, были уничтожены из-за их иконографического характера, хотя есть несколько примеров, которые, как считается, были сделаны ранее. Одним из самых ранних примеров византийской работы с эмалью является медальон, созданный в конце 5-го или начале 6-го века, с портретом-бюстом императрицы Евдокии . Период после иконоборчества стал свидетелем подъема в производстве культовых портретов, которым легко поддается сложная форма перегородки, разработанная византийцами. Большинство известных сегодня эмалевых произведений находится в Западной Европе с начала 13 века. Все образцы работы с эмалью, которые еще находились в Константинополе непосредственно перед его разрушением, были потеряны или уничтожены.
Эмаль считается « второстепенным искусством » из-за ее небольшого размера, что, вероятно, привело к увеличению ее использования в качестве украшения небольших переносных контейнеров со святыми реликвиями . В соответствии с этой традицией многие эмалированные изделия попали в западную империю путем паломничества и подарков от императорской семьи в Константинополе. Высокая стоимость и относительно небольшой размер эмалевых изделий означало, что они были сделаны для аристократической аудитории, скорее всего, по заказу императорской семьи, часто в качестве подарков другим членам королевской семьи или церквям, которым они покровительствовали. Например, есть свидетельства того, что император Юстиниан II (565-578) отправлял эмали королеве Франции Радегунду .
Другая возможная передача византийской эмали на запад была в форме императорских браков. В 927 году немецкий император Отто II женился на племяннице византийского императора Иоанна I Цимициса , принцессе Феофану , и она предположительно познакомила имперских ювелиров и эмальеров с немецкой церковью. Многие известные образцы византийской эмали — ставротеки
, реликвии, содержащие фрагменты Истинного Креста , которые высоко ценились как на востоке, так и на западе, поэтому многие из них до сих пор сохранились в современных коллекциях. Вероятно,
ставротеке
был одним из первых подарков, отправленных с Востока на Запад. Есть некоторые свидетельства того, что крестоносцы несли реликварии перед своими военными кампаниями, поскольку, как известно, их дарили византийские императоры.
Фиески Морган ставротеке
Эмаль в минувшие времена и сегодня
Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.
В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.
Перегородчатая эмаль: мастер-класс
В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.
Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.
Перегородочная эмаль
Серебрянный круглый кулон с эмалью
Меня всегда завораживали своей красотой ювелирные изделия, выполненные в технике перегородочной эмали. Мастерам, которые создают шедевры в этой технике, мной были посвящены многие статьи данного блога, например, ювелиры из Шотландии Barbara Macleod и Islay Spalding, из Польши Marta Rudnicka, из США Marianne Hanter, династия ювелиров Macchiarini, и, конечно, один из мирвых лидеров в области украшений с эмалью — ювелирный дом Frey Wille.
Комплект из колье, браслетов и сережек из серебра в эмали
Само слово «Эмаль» имеет французские корни (email), а на русском это раньше звучало как финифть. Изначально эмаль появилась как вещество, предохраняющее металлы от окисления и ржавчины, но когда научились добавлять цвет в данный состав, то эмаль получила широкое распространение среди ювелиров. Сама эмаль представляет собой порошок стекловидного легкоплавкого вещества — свинцовой соли.
Кулон ювелира Gregory Pyra Piro с перегородочной эмалью
Сейчас эмаль можно купить в отдельных пузырьках, и в домашних условиях приготовить необходимый состав для обработки или украшения металла.
Набор начинающего ювелира по работе с эмалью
На картинке — пример современного набора начинающего эмалировщика, стоит он 115 $, и в его состав входят 10 порошков, 7 цветных соединений, медные ювелирные формы и инструмент с инструкцией по применению. Единственный минус — нужно наличие муфельной печки, а это удовольствие не из дешёвых, и далеко не каждый способен себе это позволить.
Серебрянный браслет с чёрной эмалью
Способы работы с эмалью:
Обязательно готовить эмаль в фарфоровой ступке. Готовый раствор помещают под стекло, чтобы избежать попадания пыли. И обязательно нужно подписывать цвет, так как эмаль в порошке обычно белая. После отстоя прозрачную воду сливают, а порошок используют. Если был использован не весь состав, то его заливают дистиллированной водой и хранят в плотно закрытой таре. Порошок разводят до состояния теста и покрывают поверхность.
Брошь с перегородочной эмалью
Желательно, чтобы металл имел шероховатости для лучшего соединения. Также необходимо, чтобы поверхность была идеально очищенной. Для этого её протравливают, промывают в проточной воде и просушивают в опилках. Если вода все ещё остается на поверхности — значит, жир не удалён до конца, и эмаль не ляжет плотно.
Цветочный кулон с перегородочный эмалью
Эмаль накладывают на необходимый участок и разглаживают равномерно. Далее эмальподсушивают на воздухе или горелке и после этого кладут для накаливания в муфельную печь, чтобы вышла вся оставшаяся в составе вода. Но вынимать нужно постепенно, чтобы не было резкого перепада температуры, иначе пойдут трещины, и вся работа, считай, насмарку. Потом остывший слой эмали протирают серной кислотой и водой, накладывают раствор повторно и вновь запекают. Иногда это нужно сделать большое количество раз (от 2 до 6) для того, чтобы слой эмалисравнялся с перегородками металла. Последний слой шлифуют песчаником и снова обжигают. Для техники перегородочной эмали нужно, чтобы у изделия был внешний бортик, а также нарезать пластины из того же металла, и при помощи пинцетов разместить их по нужной форме (для этого неплохо иметь под рукой эскиз своего изделия), загнув и соединив с основным бортом как можно плотнее. Можно воспользоваться воском или припоем для надёжности крепления перегородок (ювелиры рекомендуют именно припой). Далее наполняют отсеки нужными цветами эмали и запекают, повторяя операцию до выравнивания слоев относительно перегородки.
Кулон с лицом девушки в технике перегородочной опаловой эмали
Эмаль бывает выемчатой и перегородочной, но ювелиры часто смешивают эти техники для оригинальности и красоты изделия.
Серебрянная рыбка — кулон из перегородочной эмали на серебре
Эмаль известна в давних времен — Египет, Греция, Рим и далее вся Европа более позднего периода — Кельты, Галлы, Венды. Лидером стала Византия, и именно оттуда до нас дошли самые прекрасные образцы.
Египетское золотое колье с перегородочной эмалью
Сегодняшние умельцы стали использовать сочетание не только металлов, но и пластики и глины сэмалью, а вместо тонких серебряных или золотых полос используют проволоку, в основном медную.
Серебряное кольцо с эмалью в индийском стиле Вот наглядный мастер-класс по изготовлению украшений из серебра с эмалью.
Leen Loffeld 2010 Part 1,2
От нанесения рисунка до установки перегородок
Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.
Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.
Нанесение эмали и обжиг
Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.
На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.
Виды эмалей
Выделяют разные виды покрытий по различным признакам, один из которых – цвет. По тому, какой пигмент и в какой концентрации добавлен в стеклянный порошок, выделяют:
- эмаль жёлтого оттенка;
- красного;
- коричневого;
- синего;
- зелёного;
- чёрного.
Важно! Итоговый цвет изделия будет зависеть именно от концентрации красящего пигмента и его состава. Современные красители позволяют получить более яркую и насыщенную палитру.
По оптическим свойствам выделяют:
- полупрозрачную;
- прозрачную;
- непрозрачную.
По температуре обработки:
- Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
- Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.
Завершающий этап работы
Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.
Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.