Металлы в бижутерных сплавах
ОЛОВО
Если много олова в сплаве, то на выходе получаются матовые оттенки серого. Такие сплавы легкие, но не прочные и ломкие. Подобное качество демонстрируют изделия китайского происхождения.
МЕДЬ
Когда в сплаве превалирует медь, то цвет получается более коричневым, металл же получается с эффектом старины. Большое наличие меди характерно для чешских украшений. Покупая бижутерию, не стоит забывать, что для медных соединений окисление на воздухе – естественный процесс. Изделия из меди с годами темнеют, поэтому их нужно регулярно чистить. Способы чистки медных изделий заключается в натирании поверхности мягкой тканью до полировки. Никогда не используйте растворы с чистящими средствами.
ЛАТУНЬ
Аналогично используется латунь, которая, по сути, является сплавом на основе меди. Изделия из латуни имеют желтовато-зеленые оттенки с примесью серого. Цвет чем-то похож на бронзу, но может отличаться из-за наличия других компонентов. Латунь нашла применение при изготовлении элементов декора в стиле «антик» у чешских производителей.
АЛЮМИНИЙ
Алюминий также облюбовали производители украшений из Чехии. По цвету он близок к стали, такой же глянцевый и блестящий. Сталь добавленная в сплавы повышает прочность. Используют при производстве модных украшений.
НИКЕЛЬ
Никель – металл практически черного цвета. Легко окисляется. При содержании в больших пропорциях в сплаве может вызывать аллергию. По этой причине многие женщины отказываются носить бижутерию китайского производства.
ТОМПАК
Заметим, что основой украшений чешских фирм стал ювелирный сплав томпак (90% меди и около 10% цинка). Ему свойственна высокая степень устойчивости к процессам коррозии, а также повышенная пластичность. В нем нет никеля, опасного для организма. Обычно в серьгах делают пусеты из титана, который относится к медицинским материалам не вызывающим аллергии.
Вся продукция, выпускаемая в Чехии, проходит проверку в соответствии с чешскими государственными стандартами.
Металлы и сплавы в ювелирном искусстве
Палладий открыт английским химиком Вильямом Волластоном в 1803 году. Он был назван по имени астероида Паллада, открытого незадолго до палладия, а астероид был назван в честь древнегреческой богини Афины Паллады. Палладий применяется в сплавах, используемых в ювелирном деле, например, для получения «белого золота», даже незначительное количество палладия в сплаве может резко изменить цвет золота на серебристо-белый. Наиболее технологичные и привлекательные сплавы палладия с серебром в ювелирном деле имеют пробу 500 и 850. Палладию предрекают блестящее ювелирное будущее. По красоте, прочности, стойкости к коррозии, редкости палладий не уступает платине, зато стоит дешевле, кроме того, это самый легкий металл. При росте цен на драгоценные металлы это прекрасная альтернатива золоту, серебру и платине. К тому же, из всех платиноидов палладий лучше всего подвергается механической обработке. Работать с ним – одно удовольствие: ковкий и пластичный палладий легко принимает любую форму. Но главное свойство, весьма важное в новых экологических условиях: палладий не вызывает аллергических реакций. Он просто идеален! И хотя многие ювелирные дома с громкими именами пока присматриваются к палладию, в Cartier рискнули и выпустили серию роскошных часов Santos Mysterieuse в палладиевом корпусе, инкрустированном бриллиантами. Модель тут же была признана самой стильной и современной. В серии было всего 100 экземпляров. Несравнимо большей популярностью палладий и платиноиды вообще пользуются в Азии. Самым крупным в мире производителем ювелирных украшений из палладия на сегодня является Китай.
Иридий в переводе с латинского – «радужный». Такое название металл получил потому, что многие из его солей ярко окрашены. Плотный, очень твердый, ломкий, серебристо-белый металл платинового семейства, иридий известен в ювелирной промышленности как укрепляющий агент для платины. Он используется также в медицине в лучевой терапии при лечении разных форм рака. Редкий металл платиновой группы рутений используется как катализатор в некоторых платиновых сплавах. Рутений был обнаружен и выделен российским ученым Карлом Клосом в 1844 году. Карл Клос назвал элемент в честь своей родины, поскольку он родился в Тарту, в Эстонии, которая была в это время частью Российской империи. Маленькие количества рутения могут увеличить твердость платины и палладия. Сопротивление коррозии титана заметно увеличивается при добавлении небольшого количества рутения. Рутений иногда сплавляется с золотом в драгоценностях. Перья авторучек часто делают из сплавов, содержащих рутений. Известная с 1944 года авторучка «Parker 51» была снабжена пером с рутением (96,2 %) и иридием (3,8 %).
Родий – редкий серебристо-белый твердый износостойкий металл, используется в сплавах с платиной и как катализатор. В ювелирном деле широко распространено родирование: на изделия из белого золота, платины, серебра наносят слой металла гальваническим способом. Это придает изделию яркий металлический блеск и отражающую поверхность.
Осмий – белый с серо-голубым оттенком металл, очень тугоплавкий, тяжелый, твердый и хрупкий; механической обработке не поддается; применяется в сплавах с платиной для придания им твердости. МедьМедь – один из первых недрагоценных металлов, освоенных человечеством. Халколит, или медный век, стал переходным периодом между каменным и бронзовым веком, когда люди нашли куски самородной меди и приняли их за камни. Пытаясь ударять по ним другими камнями, чтобы, как всегда, обработать, наши предки открыли, что некоторые камни деформируются, и им можно придать форму. Так была открыта холодная ковка. Популярность меди впоследствии обусловила ее доступность для получения из руды и небольшая температура плавления. В наши дни медь активно используется в технике, в ювелирном же искусстве, в основном, используются сплавы с использованием меди: бронза, латунь и пр. Кроме того, в ювелирном деле принято использовать сплавы меди с золотом для увеличения прочности изделий. Можно лишь пожалеть, что медные украшения забыты. Почему? Медь, как и серебро, тоже обладает бактерицидными свойствами. Это было известно давно, и еще в Древнем Египте медные сосуды использовали для хранения чистой воды, а в пирамиде Хеопса археологи обнаружили часть древнего водопровода из медных труб, который до сих пор находится в рабочем состоянии (в наше время тоже можно установить медные трубы). В 2008 году после длительных исследований Федеральное Агентство по Охране Окружающей Среды США (US EPA) официально присвоило меди и нескольким сплавам меди статус веществ с бактерицидной поверхностью. На медной поверхности разделочного стола, к примеру, кишечная палочка погибает через четыре часа, тогда как на стальном живет месяц. Медь эффективна также против штамма золотистого стафилококка. Ведь неспроста, значит, к набитым в детстве шишкам прикладывались медные пятаки! Когда-то в больницах дверные ручки тоже были медными, а во времена эпидемий чумы люди, работавшие с медью или носившие медные украшения, не заболевали. Медь и украшения из меди способствуют понижению температуры, снимают боль, обладают кровоостанавливающим действием, нормализуют артериальное давление, активизируют обмен веществ, успокаивают нервную систему и улучшают сон. Цыганские медные мониста и головные обручи защищали своих хозяев от болезней в кочевой жизни. Да и нательные крестики раньше всегда были медными. Возможно, медь еще ожидает триумфальное возвращение в качестве популярного металла для изготовления украшений. Ее приятный и необычный цвет словно хранит в себе жар огня, бросающий вокруг свои отблески, а самоцветы приобретают темный, загадочный блеск.
Бронза – сплав меди с оловом, а также другими элементами: алюминием, кремнием, бериллием, за исключением цинка и никеля. История хранит сведения о бесчисленном количестве оружия, инструментов и украшений, изготовленных из бронзы с 3500 до 1200 года до н.э. Это время названо бронзовым веком. Название «бронза» происходит от названия города-порта Брундизий (ныне Бриндизи в Италии), в который в Римскую империю поступала медь из различных месторождений. Туда же прибывали грузы олова с Британских островов. Местные мастера заметили, что сплав этих металлов обладает хорошими качествами, и освоили производство бронзы. История бронзы – это, по большей части, история оружия. Сначала из нее отливались мечи, шлемы, различные мелкие детали вроде пряжек и наконечников копий, затем в средние века бронза пошла на изготовление пушек. В качестве материала для украшений бронзу использовали повсеместно на территории Евразии; из нее делали браслеты, кольца, шейные украшения, фибулы-застежки и т.д. Бронза часто украшалась самоцветными камнями, стеклом, эмалью. В наши дни из нее делают, в основном, предметы интерьера, применяя золочение; в таких изделиях хорошо смотрятся самоцветы: малахит, яшма, родонит, агат и т.д. Некоторые ювелиры изготавливают из бронзы реплики археологических находок – украшений; надеть такую вещь – значит, приобщиться к древности, к истокам человеческой культуры. Часто на бронзе можно увидеть плёнку различных оттенков от зелёного до коричневого. Это патина. Она образуется обычно на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Искусственная патина применяется для предохранения произведений искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях. Патину как «налет старины» использовали еще художники Древнего Рима. Патинированием называют также окраску специальной краской с эффектом «старины» изделий из сплавов и материалов, не содержащих медь, например, гипс, дерево и т.д. Этот простой процесс заменил такие способы декорирования, как золочение, серебрение, чернение, воронение, оксидирование.
Латунь – это сплав меди с цинком, желтого цвета, иногда с добавлением других элементов. Несмотря на то, что цинк был открыт только в XVI веке, латунь была известна уже древним римлянам. Они получали ее путем сплавления меди с цинковой рудой. В странах Африки латунь традиционно служит материалом для изготовления сосудов, танцевальных и ритуальных масок. В XIX веке в Западной Европе и России латунью часто подделывали золото. Считалось, что памятник Минину и Пожарскому, сооруженный в начале XIX века на Красной площади в Москве, выполнен из бронзы. Но реставрационные работы показали, что материалом для этого творения скульптора И. М. Мартоса послужила не бронза, а латунь. Ее используют обычно, когда нужен недорогой, достаточно стойкий к коррозии металл. Из латуни лили украшения для книг (застежки, наугольники), нательные крестики.
Мельхиор – сплав меди (до 70 %) и никеля, похожий по цвету на серебро, хорошо обрабатывается холодным и горячим способом, стойкий к коррозии на воздухе и воде. Благодаря этим свойствам мельхиор хорошо подходит не только для изготовления ювелирных украшений, но и для производства посуды, столовых приборов, карманных часов. Назван мельхиор в честь двух его первооткрывателей, французов Майо и Шорье (фр. Maillot, Chorier), хотя такой сплав был известен в Китае еще в VIII веке до н. э. как пакфонг. В ХIII веке изделия из «китайского серебра» стоили дороже серебряных; попав в Европу, мельхиор сразу становится объектом пристального внимания алхимиков. Китайцы строго охраняли секрет изготовления сплава, и до XVIII века европейцы, как ни бились, не смогли получить «китайское серебро». У французов это удалось в 1812 году. Пик популярности мельхиора пришелся на 30-е годы XIX века, причем он пользовался спросом у средних слоев населения. Дворяне и зажиточные люди по-прежнему предпочитали серебро, считая мельхиор имитацией серебра. По сравнению с нейзильбером мельхиор отличался простотой в обработке, большей стойкостью к окислению и коррозии, выглядел более нарядно, его можно было покрывать тонким слоем серебра или накладывать на него серебряный орнамент, чернить. Мельхиор, обработанный в технике филиграни, прекрасно сочетается с уральскими камнями-самоцветами. Большинство современных монет серебристого цвета тоже состоят из мельхиора с добавлением марганца.
Нейзильбер (от нем. neusilber — «новое серебро») — сплав меди и никеля с добавлением цинка. История нейзильбера тесно связана с историей мельхиора. Когда в конце XVIII века немецкие химики пытались раскрыть секрет «китайского серебра», они смогли получить сплав, который они назвали нейзильбером, то есть новым серебром. Внешне немецкий нейзильбер, как и китайский пакфонг, было трудно отличить от серебра настоящего. Появились и специальные его разновидности. Так, аргентан – нейзильбер с добавлением олова и железа, использовался в ювелирном деле, а аргентин – нейзильбер с высоким содержанием цинка, широко применялся в механике. В настоящее время нейзильбер широко используется для изготовления медалей и ювелирных изделий. Столовые приборы из нейзильбера обязательно серебрят, иначе у пищи наблюдается металлический привкус. АлюминийИнтересна история использования алюминия в ювелирном деле. В середине XIX века этот легкий и пластичный металл был чрезвычайно популярен и ценился выше золота, но быстро обесценился после открытия простого способа его получения. Но поначалу он считался эксклюзивным материалом, предназначенным только для изготовления предметов искусства; алюминий соседствовал с изумрудами, гранатами, кораллами и бриллиантами. Сплавом алюминия и меди часто подделывали золото, да и сам алюминий похож на серебро. Этого побоялся некогда римский император Тиберий, казнивший мастера, преподнесшего ему кубок из неизвестного металла, легкий и похожий на серебряный. Сегодня алюминий снова возвращается в ювелирную промышленность. Как и раньше, из него делают дорогостоящие элитные украшения, а также бижутерию. Одна из причин успеха – хорошая сочетаемость ювелирного алюминия с драгоценными камнями, а особенно с бриллиантами. В 1900 году, когда мода на алюминий давно прошла, французский ювелир Леон Колон представил на Универсальной выставке в Париже бриллиантовую диадему в форме голубиного пера высотой 15 см. Многочисленные бриллианты этого украшения оправлены в алюминий. Художник хотел добиться особенной легкости головного украшения. К тому же цвет алюминия, более матовый и нейтральный, чем другие белые металлы, позволил лучше выделить блеск бриллиантов. В серебре они приобретают желтоватый цвет из-за сильного блеска этого металла. В ряду металлов, применяемых в ювелирных изделиях, в ХХ веке появились сталь и титан, которые считаются «мужскими» металлами: из них делают запонки, браслеты, подвески для мужчин, зажимы для галстуков, кольца и перстни. Сталь позволяет добиться интересного декоративного эффекта – черного цвета, на котором проступают серебристые рисунки. В украшениях из стали и титана редко используют какие-то драгоценные камни, кроме прозрачных. Зачастую это украшения унисекс, предназначенные для молодых людей. Металлы, которые нас окружают, не всегда заметны, некоторые из них могут быть вредны или, наоборот, полезны. Но те, что получили возможность показать свою красоту в ювелирных изделиях и предметах роскоши, радуют людей на протяжении тысячелетий, и чем дольше, тем интереснее и глубже становится знакомство с ними. Сейчас освоены и испробованы в качестве украшений, пожалуй, все металлы, и у нас есть редкая возможность выбирать любой из них, будь то золото или медь, бронза или палладий; каждый из них хорошо по-своему в сочетании с разными материалами и для разных целей, и тут руководствоваться можно только собственным вкусом. Список литературы:1. Андрющенко А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Нижний Новгород. Типография Губернского правления, 1904 г. 2. Новиков В. П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. 1991 г.
Защитные покрытия
Гальванические ванны
В производстве бижутерии практикуют гальванические ванны. Такое покрытие наносят в специальных электролитических ваннах с растворами солей золота, при этом пропускается ток. В результате такого электрохимического процесса один металл осаждается на другом.
Такие виды покрытия обладают повышенной износостойкостью, в отличии от фольгирования, напыления, покраска. Данное преимущество достигается благодаря межатомному соединению. Более прочными могут быть лишь сплавы двух металлов.
Гальваническое покрытие более стойкое, оно способно придать украшению прочность. Для таких покрытий медь наиболее удачный компонент, так как металл не опасен для организма. По химико-физическим свойствам это оптимальный вариант при нанесении покрытий их благородных металлов. Гальваническое покрытие отличается еще двумя важными преимуществами – эстетичностью и экономичностью.
Покрытие благородными металлами придает изделиям вид ювелирных, добавляя им ценности с точки зрения дизайна. Присутствие драгоценных металлов в столь малом количестве, по законодательству РФ, не дает статус «ювелирные», поэтому они не подпадают под специальный учет и правила оборота в РФ.
Процент содержания золота очень мал (менее 20 микрон), что не приводит к удорожанию. То есть покупатель берет, чуть ли не ювелирное изделие по цене бижутерии.
Исчезнуть гальванический слой может лишь вместе с металлом. Это значит, что при механическом повреждении появится медный слой. Царапины и сколы тоже не желательны.
Как отличить именно гальваническое покрытие от других видов?
Саму границу между медным и золотым слоем различить практически невозможно. Даже если нарочно поцарапать изделие, к примеру, плоскогубцами, то невооруженным взглядом вы не увидите этой грани, так как металлы взаимопроникают друг в друга. Чего не скажешь про напыление или фольгированние.
Виды покрытий
- с содержанием родия, палладия, осмия (в дорогих коллекциях чешских и итальянских, и коллекции Jenavi);
- с содержанием рутения (корейские и итальянские коллекции);
- с содержанием никеля (в основном китайская бижутерия);
- с содержанием меди, бронзы и латуни (Италия и Чехия).
Только дорогим коллекциям Jenavi и бижутерии чешского и итальянского происхождения свойственно наличие гальванического слоя золота или серебра от 0,1 до 0,3 мкм. Такие вещи не темнеют при повседневной носке и не вступают в реакцию с другими элементами из воздуха.
Назначение изделия
Возможно, вы удивитесь, но ювелирные изделия — это не только то, что люди надевают на пальцы, шею, руки и ноги. Это понятие намного шире. Только взгляните:
- Личные украшения
— изделия, которые вы надеваете на тело. Чаще всего именно о них говорят, когда подразумевают ювелирные изделия. - Предметы туалета
— украшения, которые дополняют костюмы и имеют практическую пользу. Например, зажимы для галстуков или запонки. - Аксессуары
— изделия для предметов туалета. Это может быть браслет для часов или портсигар. - Гарнитуры
— группы ювелирных изделий с одинаковым художественным решением. Например, коллекции украшений, состоящих из кольца и серег. Ознакомиться с коллекциями AQUAMARINE вы можете в специальном разделе нашего сайта. - Предметы сервировки стола
— изделия с практическим применением. Например, ложки, вилки и подстаканники.
Также к ювелирным изделиям относят часы и иконы, выполненные из золота и серебра. Они могут быть инкрустированы драгоценными или полудрагоценными камнями, о которых мы поговорим в четвертой статье серии материалов.
Серебро
Не подвержено окислению даже при повышенной температуре. Стоит заметить, что тонкая пленка может появиться при окислении кислородной плазмой или озоном под воздействием УФ-лучей. При высокой влажности с присутствием в воздухе серы может образовываться налет темного цвета. То есть потемнение серебряных изделий – это естественно.
Препятствовать почернению невозможно. Следует лишь постоянно ухаживать за изделием из серебра и следовать советам по его хранению. Например, нельзя чтобы серебряные вещи лежали рядом с яйцом. От такого соседства серебро почернеет.
Как очистить посеребренную фурнитуру бижутерии
Чтобы почистить посеребренные компоненты не используйте абразивные вещества. Тереть с усилием можно разве что серебро 925 пробы. А вот посеребренная фурнитура требует более бережного отношения. При механическом воздействии слой посеребрения может истереться и оголиться сплав-основа.
Чтобы посеребренные компоненты вновь заблестели, есть несколько способов:
- Почерневшую посеребренную фурнитуру следует натереть тканью, предназначенной для полировки ювелирных изделий. Можно использовать фланель или сукно.
- Для очистки патины на фурнитуре под античное серебро можно применить слабый мыльный раствор с последующим натиранием досуха мягкой х/б тканью.
- Не стоит замачивать с помощью раствора все элементы или изделие сразу. Попробуйте сначала на небольшом участке с малозаметной стороны, а вдруг средство не подходит.
Следите за ювелирными изделиями, старайтесь содержать их в порядке!